Информация для обучающихся - студентам

29 КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСАМИ ЛУЧЕВЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ, ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ

Требования, предъявляемые к обучающимся

 "Правила поведения обучающихся ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России в медицинских организациях УР, являющихся клиническими базами Академии" (Приказ № 20/07-02 от 19.01.2018 г.)

Студент, обучающийся по специальности «Педиатрия», освоивший дисциплину «Госпитальная терапия» должен обладать следующими компетенциями:

- ПК-6 - способность к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Между-народной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра.

- ПК-8 - способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами.

Задачи:

Знать:

  1. Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней.
  2. Клинические и лабораторно-инструментальные критерии диагностики различных нозологических форм заболеваний.
  3. Принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.
  4. Тактику ведения больных с различными заболеваниям.

Уметь:

  1. Оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему интерпретировать результаты обследования, поставить предварительный диагноз.
  2. Наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.
  3. Сформулировать клинический диагноз.
  4. Разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения.
  5. Провести реабилитационные мероприятия.
  6. Определить объем и место проведения необходимых лечебных мероприятий у пациентов.

Владеть:

  1. Навыками определения основных клинических и клинико-лабораторных синдромов заболеваний.
  2. Алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза.
  3. Навыком оформления клинического диагноза в соответствии с современной классификацией.
  4. Навыками составления индивидуальной программы лечения и реабилитации, оформления медицинской документации у пациентов с различными заболеваниями.

Студент, обучающийся по специальности «Педиатрия», освоивший дисциплину «Профессиональные болезни» должен обладать следующими компетенциями:

- готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);

- готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9);

Студент должен

Знать:

1.Основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно технические документы по охране здоровья населения

2.Ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях, осуществление экспертизы трудоспособности .

3.Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у взрослого населения.

4.Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики взрослого населения терапевтического профиля.

Уметь:

  1. Участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и реабилитационной помощи взрослому населению с учетом социально-профессиональной и возрастно-половой структуры.
  2. Собрать анамнез, провести опрос, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания), направить на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам.
  3. Интерпретировать результаты обследования, поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз, разработать больному план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия.

Владеть:

  1. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации.
  2. Методами общего клинического обследования.
  3. Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.
  4. Алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением на дополнительное обследование и к врачам-специалистам, алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза.
  5. Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой и врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

Студент, обучающийся по специальности «Лечебное дело», освоивший дисциплину «Профессиональные болезни» должен обладать следующими компетенциями:

- готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);

- способность к определению тактики ведения больных с различными нозологическими формами (ПК-8);

Студент должен

Знать:

  1. основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы
  2. ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях
  3. этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний
  4. клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп
  5. методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику)
  6. критерии диагноза различных заболеваний
  7. методы лечения и показания к их применению, противопоказания к их назначению, особенности их проведения

Уметь:

  1. определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.д.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи, провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной иммунной, дыхательной сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаз, уха, горла, носа
  2. наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата
  3. сформулировать клинический диагноз; разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения
  4. сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения

Владеть:

  1. правильным ведением медицинской документации
  2. методами общеклинического обследования
  3. интерпретацией результатов лабораторных инструментальных методов диагностики
  4. алгоритмом развернутого клинического диагноза
  5. основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой и врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях

Студент, обучающийся по специальности «Педиатрия», освоивший дисциплину «Клиническая практика. Помощник врача стационара (терапевтического профиля)» должен обладать следующими компетенциями:

ОПК-6 Готовность к ведению медицинской документации

ПК-6 Способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

ПК-9 Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • · Основы организации терапевтической службы района (города) по обслуживанию больных терапевтического профиля.
  • · Основные патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, изучаемых нозологических форм.
  • · Основные принципы фармакотерапии изучаемых заболеваний, профилактических и реабилитационных мероприятий у больных терапевтического профиля.
  • · Принципы диагностики и лечения экстренных терапевтических больных.
  • · Основы деонтологии в практической работе с пациентами.

Уметь:

  • · Правильно вести медицинскую документацию в отделениях терапевтического профиля.
  • · Давать ближайший и отдаленный прогноз.
  • · Составлять план обследования пациента с терапевтическим заболеванием; оценивать данные осмотра и опроса; интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования.
  • · Проводить учебно-исследовательскую работу.

Владеть:

  • · Практическими навыками при ведении больного терапевтического профиля в клинике
  • · Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики
  • · Алгоритмом формулировки предварительного и развёрнутого диагноза в соответствии с Международной статистической классификацией болезней
  • · Практическими навыками и приёмами проведения интенсивной терапии и реанимации;

Студент, обучающийся по специальности «Лечебное дело», освоивший дисциплину «Клиническая практика. Помощник врача стационара (терапевтического профиля)» должен обладать следующими компетенциями:

ОПК-6 Готовность к ведению медицинской документации

ПК-6 Способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

ПК-9 Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • · Основы организации терапевтической службы района (города) по обслуживанию больных терапевтического профиля.
  • · Основные патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, изучаемых нозологических форм.
  • · Основные принципы фармакотерапии изучаемых заболеваний, профилактических и реабилитационных мероприятий у больных терапевтического профиля.
  • · Принципы диагностики и лечения экстренных терапевтических больных.
  • · Основы деонтологии в практической работе с пациентами.

Уметь:

  • · Правильно вести медицинскую документацию в отделениях терапевтического профиля.
  • · Давать ближайший и отдаленный прогноз.
  • · Составлять план обследования пациента с терапевтическим заболеванием; оценивать данные осмотра и опроса; интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования.
  • · Проводить учебно-исследовательскую работу.

Владеть:

  • · Практическими навыками при ведении больного терапевтического профиля в клинике
  • · Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики
  • · Алгоритмом формулировки предварительного и развёрнутого диагноза в соответствии с Международной статистической классификацией болезней
  • · Практическими навыками и приёмами проведения интенсивной терапии и реанимации;

 

Студент, обучающийся по специальности «Лечебное дело», освоивший дисциплину «Фитотерапия» должен обладать следующими компетенциями:

Готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении - ПК 14.

Знать:

- основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы;

- основные принципы управления и организации медицинской помощи населению;

- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях;

- основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения;

- методы санитарно-просветительской работы;

- этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний;

- клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп;

- методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику);

- критерии диагноза различных заболеваний;

- методы лечения и показания к их применению, противопоказания к их назначению, особенности их проведения.

Уметь:

- участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санаторно-противоэпидемической помощи населению;

- выполнять профилактические, гигиенические мероприятия;

- определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.д.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи, провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной иммунной, дыхательной сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаз, уха, горла, носа;

- наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

- сформулировать клинический диагноз; разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;

- сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

- применять различные способы введения лекарственных препаратов; поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин ее вызывающих;

- использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания;

- проводить с населением мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих терапевтического лечения, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни;

- заполнять историю болезни, выписать рецепт.

Владеть:

- правильным ведением медицинской документации;

- методами общеклинического обследования;

- интерпретацией результатов лабораторных инструментальных методов диагностики;

- алгоритмом развернутого клинического диагноза;

- алгоритмом постановки предварительного диагноза;

- основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой и врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

Студент, обучающийся по специальности «Лечебное дело», освоивший дисциплину «Избранные вопросы терапии» должен обладать следующими компетенциями:

способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6)

Знать:

- клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной и атипичной форме у различных возрастных групп

 - методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику);

 - критерии диагноза различных заболеваний

Уметь: 

- определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов: эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечно­сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, костно-мышечной и суставов

 - наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата

Владеть:

- методами общеклинического обследования

 - интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики

 - алгоритмом развернутого клинического диагноза

 - алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту

 
способность к определению тактики ведения больных с различными нозологическими формами (ПК-8)

Знать: 

- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов, включая основы антидопингового законодательства

Уметь:

подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация

 - разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения

 - сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения

Владеть:

- основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях

 

Студент, обучающийся по специальности «Стоматология», освоивший дисциплину «Лучевая диагностика» должен обладать следующими компетенциями:

ПК-6 Способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов стоматологических заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х просмотра.

Знать:

  1. Характеристики и биофизические механизмы воздействия физических факторов на организм (А/01.71;
  2. Физические основы функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры (А/01.71);
  3. Анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма (А/01.71);
  4. Методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику А/01.71;
  5. Критерии диагноза различных заболеваний (А/01.71);

Уметь:

  1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности (А/01.71);
  2. Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата (А/01.71);
  3. Определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса (А/01.71);

Владеть:

  1. Медико-анатомическим понятийным материалом (А/01.71);
  2. Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики (А/01.71);

Студент, обучающийся по специальности «Педиатрия», освоивший дисциплину «Лучевая диагностика» должен обладать следующими компетенциями:

ПК-6 Готовность к применению методов лучевой диагностики и интерпретации их результатов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  1. Основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения;
  2. Структуру современной системы здравоохранения Российской Федерации;
  3. Этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний;
  4. Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме;
  5. Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных терапевтического, хирургического и инфекционного профиля;
  6. Классификацию и клинические симптомы поражений опорно-двигательной системы, повреждений органов грудной клетки, брюшной полости, полости таза и повреждений головы.

Уметь:

  1. Собрать полный медицинский анамнез пациента (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию);
  2. Определять по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости; гидро- и пневмоторакса и пр.;
  3. Оценивать результаты лабораторных методов диагностики, используемые в медицинской практике;
  4. Применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

Владеть:

  1. Методами общего клинического обследования детей и взрослых;
  2. Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста;
  3. Алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным;
  4. Методикой чтения различных видов рентгенограмм

Студент, обучающийся по специальности «Лечебное дело», освоивший дисциплину «Лучевая диагностика» должен обладать следующими компетенциями:

ПК-6 Готовность к применению методов лучевой диагностики и интерпретации их результатов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  1. Характеристики и биофизические механизмы воздействия физических факторов на организм (А/01.71);
  2. Физические основы функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры (А/01.71);
  3. Анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма (А/01.71);
  4. Методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику А/01.71;
  5. Критерии диагноза различных заболеваний (А/01.71);

Уметь:

  1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности (А/01.71);
  2. Наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата (А/01.71);
  3. Определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса (А/01.71);

Владеть:

  1. Медико-анатомическим понятийным материалом (А/01.71);
  2. Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики (А/01.71);

Обучающийся по специальности 31.08.09 «Рентгенология», освоивший дисциплину Б1.Б.1 «Рентгенология» должен обладать следующими компетенциями:

Изучение дисциплины Рентгенология направлено на формирование следующих универсальных компетенций:

  • · готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
  • · готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2).
  • · готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)

Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:

профилактическая деятельность:

  • · готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
  • · готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

диагностическая деятельность:

  • · готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией

болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

  • · готовность к применению методов лучевой диагностики и интерпретации их результатов (ПК-6);
  • ·

психолого-педагогическая деятельность:

  • · готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-7);

организационно-управленческая деятельность:

  • · готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-9).

По окончании обучения врач-рентгенолог должен знать:

  1. Конституцию Российской Федерации.
  2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения.
  3. Основы организации здравоохранения, медицинской статистики и научной информатики в пределах практического применения методов лучевой диагностики.
  4. Физические принципы взаимодействия излучений с веществом, основы радиационной биологии и радиационной защиты, клинической дозиметрии, действующие нормы радиационной безопасности персонала и пациентов.
  5. Физические, технические и технологические основы методов лучевой диагностики, принципы организации и проведения инвазивных процедур под лучевым наведением; принципы получения, анализа, хранения и передачи диагностических изображений, устройство госпитальных и радиологических информационных систем, систем архивирования данных о пациенте.
  6. Фармакологические и клинические основы применения контрастных веществ в лучевых исследованиях.
  7. Этиологию, патогенез, патофизиологию и симптоматику болезней, в диагностике которых используются лучевые методы.
  8. Лучевую анатомию и лучевую физиологию органов и систем человека.
  9. Лучевую семиотику нарушений развития, повреждений и заболеваний органов и систем человека.
  10. Принципы дифференциальной диагностики заболеваний и повреждений органов и тканей при использовании лучевых методов исследования; алгоритмы лучевой диагностики заболеваний и повреждений.
  11. Основы организации и проведения лучевых методов скрининга (доклинической диагностики) социально значимых заболеваний.
  12. Принципы организации неотложной лучевой диагностики, включая основы военно-полевой лучевой диагностики.
  13. Приказы и другие нормативные акты Российской Федерации, определяющие деятельность службы лучевой диагностики и отдельных ее структурных подразделений.
  14. Основы трудового законодательства.
  15. Правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности (в том числе при эксплуатации лучевого медицинского оборудования).
  16. Основы медицины катастроф

По окончании обучения врач рентгенолог должен уметь:

  1. Осуществлять диагностику заболеваний и повреждений на основе комплексного применения современных методов лучевой диагностики, в том числе традиционного рентгеновского исследования (рентгенодиагностики), рентгеновской компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии.
  2. Проводить лучевые исследования в соответствии со стандартом медицинской помощи.
  3. Оформлять протоколы проведенных лучевых исследований с заключением о предполагаемом диагнозе, необходимом комплексе уточняющих лучевых и других инструментальных исследований не позднее 24 часов после проведения исследования.
  4. Консультировать лечащих врачей по вопросам обоснованного и рационального выбора лучевых исследований, по результатам проведенных лучевых исследований, участвовать в консилиумах, клинических разборах, клинико-диагностических конференциях.
  5. Систематически повышать свою квалификацию, внедрять новые методики лучевых исследований, постоянно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, используя все доступные возможности для верификации полученной диагностической информации.
  6. Руководить работой подчиненного ему медицинского персонала, осуществлять меры по повышению его квалификации, контролировать соблюдение персоналом правил внутреннего распорядка, охраны труда, техники безопасности и радиационной безопасности.
  7. Контролировать ведение текущей учетной и отчетной документации по установленным формам.
  8. Обеспечивать безопасность пациентов при проведении лучевых исследований, предоставлять пациентам в установленном порядке информацию о радиационном и другом воздействии вследствие предлагаемого или проведенного лучевого исследования.
  9. Оказывать первую медицинскую помощь при электрической и механической травме, реакции на введение контрастных веществ и других неотложных состояниях, возникающих при проведении лучевых исследований.

По окончании обучения врач рентгенолог должен владеть:

  1. Ведение приема в рентгенодиагностическом кабинете поликлиники и стационара.
  2. Эксплуатация рентгенодиагностического аппарата в режиме просвечивания и пpоизводства снимков при обследовании больных.
  3. Проведение дозиметрической защиты рентгеновского кабинета и ИДК.
  4. Осуществление анализа работы рентгенодиагностического кабинета и вести отчетность о его работе в соответствии с установленными требованиями.
  5. Проведение и интерпретация рентгенологических исследований:
  • · обзорное рентгенологическое исследование головы и шеи, органов грудной полости, брюшной полости, скелета, зубов (многоосевое и полипозиционное просвечивание, обзорную и прицельную рентгенографию, флюорографию, рентгенографию в стандартных, атипичных и специальных проекциях, томографию);
  • · контрастное рентгенологическое исследование (включая двойное контрастирование) желудочно-кишечного тракта, желчевыделительной и мочеполовой системы, фистулографию;
  • · обоснованно применить функциональные пробы и фармакологические средства;
  • · рентгенологическое исследование мягких тканей и молочной железы;
  • · рентгенологическое исследование в условиях оказания неотложной помощи;
  • · рентгенологическое исследование у детей;
  • · анализировать рентгенограммы органов и анатомических областей в стандартных и атипичных проекциях, выявить морфологические и функциональные симптомы заболеваний, истолковать патоморфологический субстрат и патофизиологическую основу;
  • · определить необходимость проведения специальных рентгенологических и других лучевых исследований (бронхографии, компьютерной томографии, рентгеноэндоскопии, магнитно-резонансной томографии, ангиографии, ультразвуковой и радионуклидной диагностики);
  • · провести дифференциальную диагностику, составить протокол рентгенологического исследования, сформулировать и обосновать клинико-рентгенологическое заключение;
  • · Оказание первой помощи при возникновении аварий в рентгенологическом кабинете и при ранних осложнениях, связанных с рентгенологическими исследованиями (острое расстройство дыхания, сосудистый коллапс, отравления и т.д.)
Расписание консультаций и экзаменов

ЭКЗАМЕН ПО ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

 

 Дата экзамена  Дата консультации, время, место    Группы   Место и время консультации  ФИО консультанта  

 

       (БУЗ УР ГКБ №6, ул.Ленина,81, уч.комната, 3 этаж)  

Зав.кафедрой,

 д.м.н., профессор,

Казакова И. А.

        (БУЗ УР ГКБ №6, ул.Ленина,81, актовый зал ревматологическое отделение, 5 этаж)

Зав.кафедрой,

 д.м.н., профессор,

Казакова И. А.

       (БУЗ УР ГКБ №6, ул.Ленина,81, уч.комната, 3 этаж) Доцент кафедры, к.м.н., Руденко И.Б.

 

Экзамен будет проходить с 8:00 на базе БУЗ УР ГКБ №6, Ленина 81 в уч комнате 5й этаж с 8:00. 

При себе иметь зачетку, ручку, халат, сменную обувь, СИЗы (маска, антисептики). Телефоны и иные электронные устройства оставлять вне экзаменационной аудитории.

Соблюдайте дистанцию (1,5 метра)

  1-ая пересдача

 

 БУЗ УР ГКБ №6, ул.Ленина,81  Уч.комната, 3 этаж    Ответственный за проведение  Зав.кафедрой Профессор

Казакова И. А.

  2-ая пересдача

 

 БУЗ УР ГКБ №6, ул.Ленина,81  Уч.комната, 5 этаж    Ответственный за проведение  Зав.кафедрой Профессор

Казакова И. А.

 

Расписание практических занятий кафедры

Студентам 4 курса педиатрического факультета!

Практические занятия по циклу «Проф.болезни»  в рамках дисциплины «Госпитальная терапия» будут проходить на базах БУЗ УР ГКБ№6, БК1 (бывшая МСЧ Ижмаш) по ул. Ленина,81 (уч.комнаты – на 3 и 5 этажах) и БК2 (Больница Автозавода) по ул. Труда,1  (уч.комната в бывшем блоке кафедры детских инфекций. Отдельный корпус)  с 8.00

На первое занятие готовить тему: «Профпатология, профессиональные заболевания. Организация медицинской помощи при профессиональных заболеваниях. Принципы диагностики профессиональных заболеваний. Приказы №№ 29н, 141н. Вопросы экспертизы трудоспособности и профилактики при профзаболеваниях. Функции КЭК и МСЭК».

Об изменениях в расписании и о клинической базе старосты групп будут оповещены заранее СМС-уведомлением или звонком!!!!

При себе иметь маску, перчатки, санитайзеры, халат, сменную обувь, фонендоскопы, тонометры, учебники, учебно-методическое пособие «Методология обследования больных в клинике внутренних и профессиональных болезней», 2017г. изд.

  Кафедра внутренних болезней с курсами лучевых методов диагностики и лечения. ВПТ

Студентам 5 курса педиатрического факультета!

Практические занятия по циклу «Госпитальная терапия» будут проходить на базах: БУЗ УР ГКБ№6, БК1 (бывшая МСЧ Ижмаш) по ул. Ленина,81 (уч.комнаты – на 3, 4 и 5 этажах) и БК2 (Больница Автозавода) по ул. Труда,1  (уч.комната в бывшем блоке кафедры детских инфекций. Отдельный корпус)  с 8.00

На первое занятие готовить тему: «Атеросклероз. ИБС. Стенокардии»

Об изменениях в расписании и о клинической базе старосты групп будут оповещены заранее СМС-уведомлением или звонком!!!!

При себе иметь маску, перчатки, санитайзеры, халат, сменную обувь, фонендоскопы, тонометры, учебники, учебно-методические пособия: 1)«Методология обследования больных в клинике внутренних и профессиональных болезней», 2017г. изд.; 2)«Неотложные состояния в практике врача-терапевта», 2020г. изд.; 3) АТЛАС «Клинические ситуации в ревматологии», 2024г. изд..

 Кафедра внутренних болезней с курсами лучевых методов диагностики и лечения. ВПТ

 

Студентам 5 курса лечебного факультета!

Практические занятия по циклу «Избранные вопросы терапии» будут проходить на базах БУЗ УР ГКБ№6, БК1 (бывшая МСЧ Ижмаш) по ул. Ленина,81 (уч.комнаты – на 3 и 5 этажах) и БК2 (Больница Автозавода) по ул. Труда,1  (уч.комната в бывшем блоке кафедры детских инфекций. Отдельный корпус)  с 8.00

На первое занятие готовить тему: «Особенности течения и диагностики хронического лёгочного сердца. Классификация. Патогенетические механизмы. Лечение».

Об изменениях в расписании и о клинической базе старосты групп будут оповещены заранее СМС-уведомлением или звонком!!!!

При себе иметь маску, перчатки, санитайзеры, халат, сменную обувь, фонендоскопы, тонометры, учебники, учебно-методические пособия: 1)«Методология обследования больных в клинике внутренних и профессиональных болезней», 2017г. изд.; 2)«Неотложные состояния в практике врача-терапевта», 2020г. изд.; 3) АТЛАС «Клинические ситуации в ревматологии», 2024г. изд.

ОСЕННИЙ СЕМЕСТР 2025/2026

4 курс педиатрический факультет. Дисциплина "Госпитальная терапия, профессиональные болезни"

дата цикла группа предмет преподаватель
1 01.09-05.09

407-408пед

Профессиональные болезни

доц. Руденко И.Б./доц. Иевлев Е.Н.

2 30.10-05.11 409-410пед Профессиональные болезни проф. Казакова И.А.
3. 24.11-28.11

401-402пед

Профессиональные болезни

доц. Руденко И.Б.

4. 10.12-15.12

403-404пед

Профессиональные болезни

доц. Руденко И.Б./доц. Иевлев Е.Н.

5. 24.12-29.12

405-406пед

Профессиональные болезни

доц. Руденко И.Б./доц. Иевлев Е.Н.

 

 5 курс педиатрический факультет. Дисциплина "Госпитальная терапия"

дата цикла группа предмет преподаватель
1 08.10-16.10

505-506пед

Госпитальная терапия

доц. Руденко И.Б./асс. Коробейникова Е.Р.

2. 03.11.-12.11. 503-504 пед Госпитальная терапия аcc. Шаверская Э.Ш./доц. Руденко И.Б.
3.  29.11.-08.12

501-502 пед

Госпитальная терапия

доц. Иевлев Е.Н. /аcc. Шаверская Э.Ш.

4. 09.12-17.12

507-508 пед

Госпитальная терапия

асс. Рассамахина О.С, /аcc. Шаверская Э.Ш.

 

5 курс лечебного факультета. Дисциплина "Избранные вопросы терапии"

 

 №  дата цикла группа Преподаватель
1  01.09.-09.09.2025 515-516 асс. Шаверская Э.Ш./ асс. Коробейникова Е.Р.
2  10.09-18.09.2025 517-518 доц. Иевлев Е.Н/ асс. Печерских М.В.
3  25.09-03.10.2025 513-514 доц. Руденко И.Б./ асс. Коробейникова Е.Р.
4  06.10-14.10.2025 511-512 асс. Шаверская Э.Ш./ асс. Печерских М.В.
5.  16.10-24.10.2025 525-526 доц. Иевлев Е.Н/ асс. Шаверская Э.Ш.
6  25.10-03.11.2025 527-528 доц. Руденко И.Б./ асс. Печерских М.В.
7  25.10-03.11.2025 509-510 асс. Шаверская Э.Ш./ асс. Коробейникова Е.Р.
8  01.11-11.11.2025 519-520 доц. Иевлев Е.Н.
9  12.11-20.11.2025 523-524 асс. Печерских М.В./ асс. Коробейникова Е.Р.
10  15.11-24.11.2025 507-508 доц. Иевлев Е.Н/ асс. Шаверская Э.Ш.
11  22.11-01.12.2025 521-522 асс. Печерских М.В./ асс. Коробейникова Е.Р.
12  03.12-11.12.2025 505-506 асс. Печерских М.В./ асс. Коробейникова Е.Р.
13 19.12-27.12.2025 503-504 асс. Шаверская Э.Ш./ асс. Коробейникова Е.Р.
14 29.12.2025-15.01.2026 501-502 асс. Печерских М.В./ асс. Коробейникова Е.Р.

 

 

ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР 2025/2026

4 курс педиатрического факультета. Дисциплина "Госпитальная терапия"

 №  дата цикла группа Преподаватель
1  07.03.-18.03.2025 405-406 асс. Рассамахина О.С./асс.Коробейникова Е.Р.
2  22.03.-01.04.2025 403-404 асс. Рассамахина О.С./асс.Коробейникова Е.Р.
3  05.04.-15.04.2025 401-402 асс. Рассамахина О.С./асс.Коробейникова Е.Р.
4  29.04.-12.05.2025 407-408 асс. Рассамахина О.С./асс.Коробейникова Е.Р.
5  20.05.-29.05.2025 409-410 асс. Рассамахина О.С./асс.Коробейникова Е.Р.
Расписание практических занятий Лучевые методы диагностики

ОСЕННИЙ СЕМЕСТР 2025/2026

Старосты групп предварительно будут оповещены о расположении учебной комнаты.

День недели

Время

Группа

Клиническая база

Преподаватель

Понедельник

 

8.00-10.05

325-326

1 РКБ

Головизнина Е.В.

15.00-17.05 313-314 ГКБ№6 БК1 Кузнецов Е.П.

Среда

8.00-10.05

315-316

1 РКБ

Головизнина Е.В.

8.00-10.05

319

ГКБ№8

Пириева А.Ш.

8.00-10.05 320 РКДЦ Жуйкова Л.Е.

11.00-13.00

321-322

РКДЦ

Галимова Л.Б.

13.00-15.00

317-318

РКДЦ

Галимова Л.Б.

Четверг

8.00-10.05

303-304

РКДЦ

Жуйкова Л.Е.

10.20-12.25 311-312 ГКБ№6 БК1 Кузнецов Е.П.

11.00-13.05

307-308

РКДЦ

Галимова Л.Б.

Пятница

8.00-10.05

309-310

1 РКБ

Головизнина Е.В.

10.20-12.25

323

РКДЦ

Жуйкова Л.Е.

10.20-12.25

324

ГКБ№8

Пириева А.Ш.

14.00-16.05

305-306

1 РКБ

Головизнина Е.В.

Суббота

8.00-10.05

301-302

ГКБ№8

Пириева А.Ш.

 

ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР2025/2026

3 курс педиатрического факультета.

дата цикла

группа

Клиническая база

Преподаватель

1

03.02.-07.02

307

ГКБ 6 БК 1

Кузнецов Е.П.

308

РКБ 1

Головизнина Е.В.

08.02-13.02

307-308

ГКБ 6 БК1

 Виноградов В.Р.

2

18.03.22.03

301

РКДЦ

Жуйкова Л.Е.

302

РКБ 1

Головизнина Е.В.

24.03-28.03

301-302

ГКБ 6 БК1

Виноградов В.Р.

3

16.04.-21.04

303

ГКБ 6 БК1

Кузнецов Е.П.

304

РКБ 1

Головизнина Е.В.

22.04-26.04

303-304

ГКБ 6 БК1

 Виноградов В.Р.

4

26.04.-02.05

305

ГКБ 6 БК1

Кузнецов Е.П.

306

РКДЦ

Жуйкова Л.Е.

04.05-10.05

305-306

ГКБ 6 БК1

 Виноградов В.Р.

5

23.05-28.05

309

ГКБ 6 БК1

Кузнецов Е.П.

310

РКДЦ

Жуйкова Л.Е.

29.05-03.06

309-310

ГКБ 6 БК1

 Назарова Е.А.

 

 

3 курс стоматологического факультета

дата цикла

группа

Клиническая база

Преподаватель

1

12.02.-18.02

311-312

ГКБ 6 БК1

Кузнецов Е.П

313-314

РКДЦ

Жуйкова Л.Е.

19.02-25.02

311-314

ГКБ 6 БК1

 Назарова Е.А.

2

25.02.-03.03.

331-332

ГКБ 6 БК1

Кузнецов Е.П

333-334

1 РКБ

Головизнина Е.В.

04.03-11.03

331-334

ГКБ 6 БК1

 Назарова Е.А.

3

01.04.-07.04.

341-342

ГКБ 6 БК1

Кузнецов Е.П.

343-344

РКДЦ

Жуйкова Л.Е.

08.04-14.04

341-344

ГКБ 6 БК1

Назарова Е.А.

4

07.05.-15.05.

321-322

ГКБ 6 БК1

Кузнецов Е.П.

323-324

1 РКБ

Головизнина Е.В.

16.05-22.05

321-324

ГКБ 6 БК1

 Назарова Е.А.

Календарный график лекций

ОСЕННИЙ СЕМЕСТР 2025/2026

"Госпитальная терапия". Факультет педиатрический (5 курс). пон. 13:00-14:35 в 6 аудитории

Дата лекции Тема лекции Лектор
01.09.25 Миокардит доц. Иевлев Е.Н.
15.09.25 Кардиомиопатии доц. Иевлев Е.Н.
29.09.25 Нарушение ритма сердца доц. Иевлев Е.Н.
13.10.25 Острый коронарный синдром (ОКС) доц. Иевлев Е.Н.
27.10.25 Ревматоидный артрит доц. Руденко И.Б.
10.11.25 Осложнения ИМ доц. Иевлев Е.Н.
24.11.25 Хроническая почечная недостатость проф. Казакова И.А.


"Госпитальная терапия, профессиональные болезни".  Педиатрический Факультет (4Курс). вт,  2А аудитория, 13:00-14:35

 

Дата лекции Тема лекции Лектор
02.09.2025 Пневмокониозы. Пылевой бронхит проф. Казакова И.А.
16.09.2025 Интоксикации тяжёлыми металлами доц. Руденко И.Б.
30.09.2025 Вибрационная болезнь проф. Казакова И.А.

 

"Избранные вопросы терапии". Лечебный факультет (5 курс). ср.14:45-16:20 Актовый зал 1 поток

  

Дата лекции Тема лекции Лектор
 17.09.2025 Кардиомиопатии доц. Иевлев Е.Н.
 01.10.2025 Ревматоидный артрит доц. Руденко И.Б.
 15.10.2025 Нарушение ритма сердца доц. Иевлев Е.Н.
 29.10.2025 Современная диагностика и подходы к лечению остеоартрита доц. Руденко И.Б.
 12.11.2025

Циррозы печени

асс. Шаверская Э.Ш.

 24.12.2025 (13:00-14:35) Воспалительные заболевания кишечника асс. Шаверская Э.Ш.
 21.01.2026 (13:00-14:35) Хроническое легочное сердце асс. Шаверская Э.Ш.

 

 

"Избранные вопросы терапии". Лечебный факультет (5 курс). ср.13:00-14:35 Актовый зал 2 поток

  

Дата лекции Тема лекции Лектор
 10.09.2025 Кардиомиопатии доц. Иевлев Е.Н.
 24.09.2025 Ревматоидный артрит доц. Руденко И.Б.
 08.10.2025 Нарушение ритма сердца доц. Иевлев Е.Н.
 22.10.2025 Современная диагностика и подходы к лечению остеоартрита доц. Руденко И.Б.
 05.11.2025

Циррозы печени

асс. Шаверская Э.Ш.

 19.11.2025  Воспалительные заболевания кишечника асс. Шаверская Э.Ш.
 03.12.2025 Хроническое легочное сердце асс. Шаверская Э.Ш.

 

Расписание лекций по Лучевой диагностике для студентов 3 курса лечебного факультета 2025-2026 учебный год

Темы лекций для студентов 3 курса лечебного факультета по дисциплине «Лучевая диагностика» 2024-2025 уч.год

Дата лекции

Тема лекции

Лектор

1

10.09.24

12.09.24

13.09.24

Физические и технологические основы метода ультразвуковой визуализации в медицине. Физика ультразвука.

ассистент

Кузнецов Е.П.

2

24.09.24

26.09.24

27.09.24

Задачи и возможности ультразвуковой диагностики.

ассистент

Кузнецов Е.П

3

08.10.24

10.10.24

11.10.24

Ультразвуковая семиотика.

ассистент

Кузнецов Е.П

4

22.10.24

24.10.24

25.10.24

Допплеровская визуализация. Допплерография. Понятие о триплексном исследовании.

ассистент

Кузнецов Е.П

5

01.11.24

05.11.24

07.11.24

Эластография - транзиентная, сдвиговая, компрессионная. Клинические задачи возможности при поражении органов и систем.

ассистент

Кузнецов Е.П

6

08.11.24

12.11.24

21.11.24

УЗИ отдельных систем и органов.

ассистент

Кузнецов Е.П

ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР 2025/2026

"Госпитальная терапия". Факультет педиатрический (4 курс). вт. 13:00 7я аудитория Академии

Дата лекции Тема лекции Лектор
 25.02.2025 Лекарственная болезнь доц. Руденко И.Б.
11.03.2025

Нефротический синдром

проф. Казакова И.А.

 25.03.2025 Воспалительные заболевания кишечника

асс. Шаверская Э.Ш.

 08.04.2025 Хронический гломерулонефрит проф. Казакова И.А.
 22.04.2025 Циррозы печени асс. Шаверская Э.Ш.
06.05.2025 Кардиомиопатии доц. Иевлев Е.Н.
20.05.2025 Амилоидоз проф. Казакова И.А.

 

 

"Фитотерапия в практиве врача терапевта". Лечебный факультет (6 курс). пт.14:45 Актовый за Академии

  

Дата лекции Тема лекции Лектор
 04.04.2025 Основы фитотерапии доц. Руденко И.Б.
 11.04.2025 Фитотерапия в кардиологии доц. Иевлев Е.Н.
 18.04.2025 Фитотерапия в пульмонологии асс. Шаверская Э.Ш.
 25.04.2025 Фитотерапия в гастроэнтерологии асс. Шаверская Э.Ш.
 02.05.2025

Выяездная лекция в санаторий Металлург

доц. Руденко И.Б.

 16.05.2025 Фитотерапия в косметологии .доц. Иевлев Е.Н.
 23.05.2025 Фитотерапия в нефрологии проф. Казакова И.А.

Лучевая диагностика. 3 курс. Педиатрический факультет. 

Дата лекции

Тема лекции

Лектор

1

 17.02.25

Физические и технологические основы  метода ультразвуковой визуализации  в медицине. Арсенал технологий  ультразвуковой диагностики. Серошкальная конвенциальная ультразвуковая визуализация,  допплеровская визуализация, эластография.

ассистент

Кузнецов Е.П.

2

 09.04.25

Задачи и возможности ультразвуковой диагностики. Основные трудности, методические и технологические компромиссы. Способы их преодоления. Цели и задачи, показания, противопоказания и условия выполнения, аппаратное обеспечение УЗИ органов и систем при основных группах  заболеваний.

ассистент

Кузнецов Е.П

3

 10.04.25

Ультразвуковая семиотика. Описание объекта УЗИ. Классификация и дефиниции объектов УЗИ. Эхографические параметры. Типы поражения паренхиматозных и полых органов.

ассистент

Кузнецов Е.П

4

 14.04.25

Патологическая анатомия в ультразвуковом изображении. Эхографические проявления  основных патологических процессов (дистрофия, воспаление, опухоли и т.п.)

ассистент

Кузнецов Е.П

5

 16.04.25

УЗИ отдельных систем и органов.   Выбор технологии сканирования, условия успешной визуализации. Принципы ультразвуковой морфометрии, типовой протокол исследования в клинике внутренних болезней и экстренной  хирургии.

ассистент

Кузнецов Е.П

6

 17.04.25

Особенности применения  УЗИ в педиатрии. Особенности  технологии, целей и задач УЗД  в педиатрии. Понятие о дисонтогенетической патологии. Транскраниальные исследования. УЗИ  тазобедренных суставов  у детей.

ассистент

Кузнецов Е.П

7

 23.04.25

Общая рентгенодиагностика

доцент Сапранов Б.Н.

8

 24.04.25

Рентгеноостеология

доцент Сапранов Б.Н.

9

 30.04.25

Рентгенопульманология

доцент Сапранов Б.Н.

10

 05.05.25

Рентгеногастроэнтерология

доцент Сапранов Б.Н.

11

 07.05.25

Рентгенурология

доцент Сапранов Б.Н.

12

 26.05.25

Рентгенокардиология

доцент Сапранов Б.Н.

 

Лучевая диагностика. 3 курс. Стоматологический факультет. 

Дата лекции

Тема лекции

Лектор

1

 14.02.25

Физические и технологические основы  метода ультразвуковой визуализации  в медицине. Арсенал технологий  ультразвуковой диагностики. Серошкальная конвенциальная ультразвуковая визуализация,  допплеровская визуализация, эластография.

ассистент

Кузнецов Е.П

2

 28.02.25

Задачи и возможности ультразвуковой диагностики. Основные трудности, методические и технологические компромиссы. Способы их преодоления. Цели и задачи, показания, противопоказания и условия выполнения, аппаратное обеспечение УЗИ органов и систем при основных группах  заболеваний. Понятие об ультразвуковой диапевтике.

ассистент

Кузнецов Е.П

3

 14.03.25

Ультразвуковая семиотика. Описание объекта УЗИ. Классификация и дефиниции объектов УЗИ. Эхографические параметры. Типы поражения паренхиматозных и полых органов.

ассистент

Кузнецов Е.П

4

 28.03.25

Патологическая анатомия в ультразвуковом изображении. Эхографические проявления  основных патологических процессов (дистрофия, воспаление, опухоли и т.п.)

ассистент

Кузнецов Е.П

5

 11.04.25

УЗИ  поверхностных структур,  органов полости рта и шеи в челюстно-лицевой хирургии, стоматологии и косметологии. Эхографические проявления воспалительно-деструктивных процессов. Эхографические проявления опухолевых процессов Выбор технологии сканирования, условия успешной визуализации. Принципы ультразвуковой морфометрии, типовой протокол исследования.

ассистент

Кузнецов Е.П

6

 23.04.25

Общая рентгенодиагностика

доцент Сапранов Б.Н.

7

 25.04.25

Методы лучевой диагностики зубочелюстной системы

доцент Сапранов Б.Н.

8

 10.05.25

Рентгенанатомия и рентгенсемиотика зубочелюстной системы

доцент Сапранов Б.Н.

9

 23.05.25

Травматические повреждения зубочелюстной системы

доцент Сапранов Б.Н.

10

 06.06.25

Рентгенопульманология

доцент Сапранов Б.Н.

 

План и учебно-методические материалы к практическому занятию

 

ОСЕННИЙ СЕМЕСТР 2025/2026

"Госпитальная терапия", Педиатрический Факультет (5 курс)

 №

занятия

 тема занятия

 Продолжительность 

акад.час.

 1 Атеросклероз. ИБС. Стенкардия. 4
Острый коронарный синдром (ОКС). Инфаркт миокарда.
Принципы современной терапии различных форм ИБС (стенокардии, ОКС, острого инфаркта миокарда).
4

Ранние и поздние осложнения инфаркта миокарда.

4
5

Нарушения ритма сердца. Классификация. ЭКГ-диагностика. Методы лечения аритмий.

4
6

Ревматоидный артрит. Склеродермия.

4
7 Системная красная волчанка. Дерматомиозит 4
8 Системные васкулиты 4
 

 -Написание Истории болензи

-Тестовые задания по разделам

 

 

"Госпитальная терапия, профессиональные болезни". Педиатрический факультет (4 курс)

№ занятия Тема занятия

Продолжительность

акад.час

1 Профпатология, профессиональные заболевания. Организация медицинской помощи при профессиональных заболеваниях. Принципы диагностики профессиональных заболеваний. Приказы №№ 29н, 141н.  Вопросы экспертизы трудоспособности и профилактики при профзаболеваниях. Функции КЭК и МСЭК. 4
2 Пневмокониозы (классификация, общая характеристика). Хронический пылевой бронхит. Профессиональная бронхиальная астма. 4
3

Вибрационная болезнь. Влияние шума на организм.

4
4

Интоксикация тяжелыми металлами (ртутью, свинцом), ароматическими углеводородами.

4
5

Хроническая лучевая болезнь. Зачетное занятие.

4

 

"Избранные вопросы терапии". Лечебный Факультет (5 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
 1

Особенности течения и диагностики хронического лёгочного сердца. Классификация. Патогенетические механизмы. Лечение.

 4

Нарушения ритма и проводимости. Классификация. Этиология. Методы диагностики. Принципы ЭКГ-диагностики.

3

Нарушения ритма и проводимости. Классификация антиаритмических препаратов. Принципы терапии. Показания к имплантации электрокардиостимулятора.

4
4 Кардиомиопатии. Миокардиты. Классификация. Патогенез. Современные подходы к диагностике и лечению. 4
5 Ревматоидный артрит. Остеоартрит. Современные классификации. Патогенез. Особенности клиники. Дифф.диагностика. Лечение.  4
6

Системная красная волчанка. Дерматомиозит, Системная склеродермия. Особенности клиники. Диагностические критерии. Дифференциальный диагноз. Современные подходы в лечении.

7 Особенности клиники и диагностики циррозов печени. Основы современной терапии. 
8

Воспалительные заболевания кишечника. Патогенез. Оценка степени тяжести. Диагностические критерии. Подходы к терапии.

 
  •   Решение тестовых заданий в системе Moodle
 

 

 

Темы практических занятий для студентов 3 курса лечебного факультета по дисциплине «Лучевая диагностика»

Тема лекции

1

Организация службы УЗД, оснащение кабинетов и отделения УЗД. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с ультразвуковыми сканерами различных типов. Отработка первичных навыков ультразвуковой визуализации: настройки, выбор датчика, акустические доступы.

2

УЗИ органов брюшной полости. Технология, выбор датчика, настройки.

3

Динамическое УЗИ органов панкреато-билиарной зоны. Протокол исследования моторно-эвакуаторной функции желчного пузыря. Морфометрия. Протокол исследования .

4

Принципы и варианты интерпретации эхографических проявлений патологии органов пищеварения. Разбор клинических задач и примеровУЗИ . Разбор клинических задач и примеров УЗИ органов брюшной полости.

5

УЗИ поверхностных структур (щитовидная железа, лимфоузлы, молочные железы, мягкие ткани). Технология, выбор датчика, настройки.

6

Принципы и варианты интерпретации эхографических проявлений патологии при патологии поверхностных структур. Разбор клинических задач и примеров при УЗИ поверхностных структур на примере основных заболеваний щитовидной железы, поражений лимфоузлов и патологии молочных желез.

7

УЗИ органов мочеполовой системы. Технология, выбор датчика, настройки.

8

Принципы и варианты интерпретации эхографических проявлений патологии мочеполовой сферы. Разбор клинических задач и примеров УЗИ при поражениях органов мочеполовой сферы

9

УЗИ серозных полостей и суставов. Эхографичексие проявления системных заболваний и локальных поражений. Синдром свободной жидкости в серозных полостях.

10

УЗИ сердечно-сосудистой системы. Принципы и технологические особенности допплеровских методов. Технология, выбор датчика, настройки. Разбор основных топографо-анатомических ориентиров. Варианты акустических доступов. Способы допплеровского сканирования: спектральный допплер, ЦДК, ЭД, тканевой допплер. Понятие о дуплексном и триплексном сканировании.

 

ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР

"Госпитальная теарпия". Педиатрический Факультет (4 курс)

№ занятия Тема занятия Продолжительность, акад. час.
1 Хроническое лёгочное сердце. Плевриты. Перикардиты. 4
2 Хронический гломерулонефрит. Нефротический синдром 4
3 Амилоидоз 4
4 Хронический пиелонефрит. 
5 Хроническая болезнь почек (ХБП). Хроническая почечная недостаточность.
6  Циррозы печени. 
7 Болезнь Крона. Неспецифический язвенный колит. 
8 Лекарственная болезнь. Эфферентные методы лечения (плазмаферез, гемосорбция, гемодиализ). 
9 Миокардиты. Кардиомиопатии. 4
Материалы для подготовки к экзаменам и зачетам

Фонды оценочных средств по "Избранные вопросы терапии":
Фонд оценочных средств Избранные вопросы терапии 5 курс для лечебного факультета (31.05.01 - Лечебное дело);
Фонд оценочных средств Госпитальная терапия для 5 курса педиатрического факультета (31.05.02 - Педиатрия);

Фонд оценочных средств Профессиональные болезни для 6 курса лечебного факультета (31.05.01 - Лечебное дело);

Фонд оценочных средств Профессиональные болезни для 4 курса педиатрического факультета  (31.05.02 - Педиатрия);

 

Экзаменационные вопросы Госпитальная терапия

Экзаменационные вопросы Профессиональные болезни

 

Тестовые задания: 

Интокскации тяжёлыми Ме, и др

 Организация помощи

Пылевая патология

Вибрационная болезнь

 

Фонды оценочных средств по дисциплине "Лучевая диагностика"

Лечебный факультет:

Приложение к рабочей программе дисциплины (модуля) «Лучевая диагностика»

Педиатрический факультет

Приложение к рабочей программе дисциплины (модуля) «Лучевая диагностика»

Стоматологический факультет

Приложение к рабочей программе дисциплины (модуля) «Лучевая диагностика»

 

График консультаций на Осенний семестр 2025-2026 уч.г.

 

 ФИО преподавателя День недели Время Клиническая база

И.А. Казакова 

Зав.кафедрой, д.м.н., профессор

 

 Среда 12:00-14:00 Ленина 81, учебная 3й этаж

М.В. Печерских 

ассистент, к.м.н.

Вторник  12:00-14:00 Ленина 81, учебная 3й этаж

 И.Б. Руденко

доцент, к.м.н.

Вторник   12:00-14:00  

Ленина 81, учебная 5й этаж

Е.Н. Иевлев

доцент, к.м.н.

 

 

Среда

 

 

 

 12:00-14:00

Труда, 1к2, учебная 1й этаж.

Э.Ш.Шаверская

ассистент

среда 12:00-14:00 Ленина 81, учебная 4й этаж
Е.Р. Коробейникова       

* - Преподаватели проводят консультации по ликвидации текущей задолженности каждую неделю весеннего семестра

 

 

 

Самостоятельная работа студентов

Организация самостоятельной работы студентов (внеаудиторная работа) – виды и формы

 № п/п  Виды/формы
1 История болезни (учебная)
2 Реферат
3 Презентация

 

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

№ п/п Наименование Автор Наличие (кол-во экземпляров)
На кафедре В библиотеке
1  Неотложные состояния в практике врача-тарапевта: учебное пособие/  - Ижевск, 2020.-96с.  И.А. Казакова, Е.Н. Иевлев, Л.И. Ефремова, И.Б. Руденко, А.Г. Иванов; под ред И.А. Казаковой. 5  150
2  Фитотерапия в клинике внутренних болезней: тестовые задания (учебное пособие, рекомендовано ЦКМС ФГБОУ ВО ИГМА)/  Ижевск, 2020. - 24с.  Казакова И.А., Баранова О.Г., Руденко И.Б., Ефремова Л И., Иванов А. Г., Туганаев В.В., Иевлев Е.Н.  10  50
3  Фитотерапия в клинике внутренних болезней: учебное пособие /-  Ижевск: , 2020. - 262 с. Утверждено Координационным советом по области образования "Здравоохранение и медицинские науки"   И.А.Казакова, проф. О.Г. Баранова, И.Б. Руденко, Л, И. Ефремова, А. Г. Иванов, Е.Н.Иевлев, В.В. Туганаев; под ред. И.А. Казаковой, О.Г.Барановой.  50
4  Цирроз печени: учебное пособие.  - Ижевск, 2018.-84 с  А.Г. Иванов, Л.И. Ефремова, И.А. Казакова, И.Б. Руденко  5  50
5 Методология обследования больных в клинике внутренних и профессиональных болезней.  , 2017 г. – 88 стр. И. А. Казакова, И. Б. Руденко, Л, И. Ефремова, А. Г. Иванов, Е.Н.Иевлев, Б.Н. Сапранов., А.В. Трефилов 10 50
Список практических умений и навыков по терапии в период производственной практики

 

Рекомендуемый перечень навыков

 

Наименование Количество
1.Курация больных в стационаре    8-10
2. Заполнения историй болезни    30
3. Участие в дежурствах (СМП, план., экстр.)  2
 4.Участие в амбулаторных приемах    4
5.Участие в клинических конференциях   2
6.Участие в клинико-анатомических конференциях  1
7.Работа в рентгеновском кабинете 2 дня
8.Присутствие при ФГС, ФСС 1-2
9.Участие при УЗИ диагностике 2-3
10.Участие при переливании крови 1-2
11.Остановка наружного кровотечения 2
12.Наложение асептических и ожоговых повязок 5
13.Искусственное дыхание (при наличии больного) 1
14.Непрямой массаж сердца (при наличии больного) 1
15.Инъекции внутривенные и внутримышечные 4-5
16.Внутривенное капельное введение лекарств 4-5
17.Парацентез 1-2
18.Плевральная пункция 1
19.Промывание желудка 1
20.Катетеризация мочевого пузыря 1-2
21.Очистительная клизма 2
22.Расшифровка ЭКГ 15
23.Спирография 4
24. Выполнение и интерпритация лабораторных анализов крови 10-15
25.Выполнение и интерпритация лабораторных анализов мочи 10
26.Выполнение и интерпритация лабораторных анализов кала 5
27.Проведение бесед (количество слушателей) 5
28.Прочитано лекций (количество слушателей) 5
29.Выпущено санбюллетеней 1
30.Присутствие на процедурах гемосорбции, плазмафореза, гемодиализа 1
31.Выполнение УИРС 1

                                                  

      

Оценочные средства для контроля результатов прохождения практики.

Дневник (отчет) по практике.

Отзывы от базы практики (индивидуальны и/или обобщенные)

Перечень видов оценочных средств для проведения аттестации по практике:

1. Собеседование

2. Тестирование

Производственная практика терапевтического профиля
Расширения для Joomla