06 КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Текущий контроль знаний студентов осуществляется на практических занятиях при ответах на вопросы и в ходе обсуждения подготовленных докладов.
По завершению изучения учебной дисциплины в семестре с целью проверки и оценки учебной работы студентов, уровня полученных ими знаний и умения применять эти знания на практике проводится зачет.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Стратегической задачей пропедевтического курса педагогики и психологии является формирование у студента-медика представления о человеку как о высшей ценности и на этой основе ценностного отношения к нему, в том числе к каждому пациенту, его родственникам, своим коллегам, в целом к личности любого человека.
Содержание курса раскрывается на лекционных и семинарских занятиях. Глубокое усвоение студентами психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы, поэтому в рамках данного курса предполагается самостоятельная работа студентов над рефератами и их обсуждение в группе.
По каждой теме лекционных занятий выделен перечень основных понятий, которыми должны овладеть студенты. По каждой теме практических занятий даются задания для самостоятельной работы студентов
(аннотирование или реферирование литературы, решение психологических задач); даётся список рекомендуемой литературы.
После изучения студент
- должен иметь представление: о предмете и методах психологии, основных этапах развития этой науки, о месте и значении психологии в ряду гуманитарных дисциплин, а также в сфере медицины, об особенностях функционирования и развития психики в онто- и филогенезе;
- должен знать: сущность психического отражения, структуру психики, трактовку основных психологических понятий, закономерности развития психики человека, значение и особенности отдельных психических процессов, свойств, состояний для целостного функционирования психики;
- должен уметь: ориентироваться в психологической терминологии, использовать её для характеристики поведения человека и групп людей, пользоваться источниками справочной и научной литературы по психологии.
Все занятия проходят очно в аудиториях ИГМА (оффлайн). Кафедра педагогики, психологии, психосоматической медицины находится на 3 этаже морфологического корпуса.
ВНИМАНИЕ!!!
Расписание для 1, 2 и 3 курса специалитета лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов скачать здесь
ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ | Тема лекции | |
1. | Психология как наука | 2 |
2. | Познавательные психические процессы личности | 4 |
3. | Психические состояния личности | 2 |
4. | Психические свойства личности | 2 |
5. | Возрастная психология | 2 |
6. | Психология общения | 4 |
7. | Основы педагогической деятельности врача-стоматолога | 2 |
ИТОГО (всего - АЧ) | 18 |
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Тема 1. Теория высших психических функций.
- Психика как предмет психологии.
- Понятие высших психических функций в психологии.
- Теория высших психических функций Л.С. Выготского.
- Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Тема 2. Ощущение и восприятие.
- Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений.
- Классификация ощущений. Свойства и характеристики ощущений.
- Классификация восприятия. Свойства и законы восприятия.
- Нарушения ощущений и восприятия. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.
Тема 3. Внимание.
- Физиологические основы внимания. Функции внимания.
- Виды и свойства внимания. Их роль в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
- Теории внимания.
- Нарушения внимания. Клиническое значение в профессиональной деятельности врача.
Тема 4. Память.
- Память, как высшая психическая функция. Современные исследования памяти.
- Классификация памяти. Значение в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
- Мнемотехнические приемы.
- Нарушения памяти.
- Методы диагностики памяти.
Тема 5. Мышление и воображение.
- Понятие мышления. Мыслительные операции.
- Классификация мышления. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Нарушения мышления.
- Воображение: понятие, виды.
- Приемы развития воображения, творческая деятельность.
- Значение воображения в профессиональной деятельности врача.
Тема 6. Речь.
- Речь как высшая психическая функция. Физиологические основы речи. Онтогенез речи.
- Классификация речи. Функции речи. Значение в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
- Нарушения речи.
- Методы диагностики и развития речи.
Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности.
- Физиологические основы эмоций. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
- Эмоции и чувства. Функции эмоций.
- Классификация эмоций. Эмоциональные состояния.
- Основные психологически теории воли.
- Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Виды волевых действий. Структура волевого акта.
- Значение эмоционально-волевой сферы личности в формировании мотивов. Этапы развития эмоций и воли у человека.
Тема 8. Адаптация и функциональное состояние организма.
- Понятие адаптации. Уровни и формы адаптации.
- Функциональные состояния и их характеристика. Личностные механизмы регуляции состояний.
- Взаимосвязь функциональных состояний и адаптации.
- Стресс: стадии и классификация.
- Стресс и эмоциональное выгорание врача: меры профилактики
Тема 9. Темперамент как психическое свойство личности.
- Гуморальные теории темперамента.
- Конституциональные теории темперамента.
- Физиологические основы темперамента.
- Типы темперамента, их психологическая характеристика (И.П. Павлов). Свойства темперамента.
- Современные представления о свойствах нервной системы
- Значение темперамента в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
Тема 10. Характер и способности.
- Понятие характера. Черты характера, проявление характера.
- Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).
- Формирование характера. Социализация: факторы, этапы, институты.
- Способности: понятие, виды, уровни, факторы развития, значение в жизнедеятельности врача.
Тема 11. Потребности и мотивы.
- Понятие потребности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей.
- Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
- Понятие мотива. Структура, характеристики и функции мотива.
- Классификация мотивов.
Тема 12. Теории личности.
- Личность в системе понятий психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» с точки зрения психологии. Основные характеристики личности.
- Структура личности в отечественной психологии.
- Структура личности по З. Фрейду. Методы психологической защиты.
- Теория личности К. Роджерса, А. Адлера.
- Самооценка как центральное образование личности. Основные критерии развития личности.
Тема 13. Возрастная психология.
- Понятие возраста (хронологический, биологический, психологический, социальный).Понятие возраста (хронологический, биологический, психологический, социальный).
- Возрастные кризисы психического развития: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3-х лет.3.
- Возрастные кризисы психического развития: кризис 7-ми лет, кризис 11–12 лет
- Возрастные кризисы психического развития: кризис 20-ти лет, кризисы периодов ранней, средней и поздней зрелости.
Тема 14. Психология общения.
- Коммуникативные барьеры общения при взаимодействии врач-пациент.Коммуникативные барьеры общения при взаимодействии врач-пациент.
- Невербальная сторона общения.
- Навыки убеждения и влияния на пациента и его родственников.
Тема 15. Социальная психология малых групп
- Социальные группы: понятие, виды.
- Классификация малых групп.
- Лидерство и руководство: общее и отличие.4
- Стили управления. Их применение во взаимоотношениях «врач-пациент».
- Положительное и отрицательное влияние личности на группу, группы на личности. Конформизм, нонконформизм
Тема 16. Конфликтология в деятельности врача.
- Понятие, структура конфликта.
- Функции конфликта.
- Виды конфликта в профессиональной деятельности врача.
- Стили разрешения конфликтов.
- Причины конфликтов в профессиональной деятельности врача.
- Меры профилактики конфликтов.
Тема 17. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача-стоматолога.
- Категории педагогики в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
- Педагогическая деятельность врача: виды и характеристика.
- Условия и факторы успешности педагогического процесса в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
- Современные требования к личности врача: врач-педагог-психолог или врач-диагност?
Тема 18. Обучение пациентов основам самосохранительной деятельности.
- Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья.Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья.
- Основные механизмы воспитательного воздействия на личность. Методы воспитательного воздействия.
Скачать план лекций, план практических занятий
ПЛАН ЛЕКЦИЙ "КОМАНДНАЯ РАБОТА И ЛИДЕРСТВО" НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
п/п № | Наименование тем лекций | Объем в АЧ |
1. | Группа как система и подсистема медицинской организации | 4 |
2. | Психология лидерства | 4 |
3. | Управление деятельностью команды в медицинской организации | 4 |
4. | Межличностные конфликты в медицинском коллективе | 2 |
ИТОГО (всего - АЧ) | 14 |
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ КОМАНДНАЯ РАБОТА И ЛИДЕРСТВО НА 2025-2026г
Тема 1. Социальная психология групп (2 ч)
- Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- Социально-психологические механизмы взаимодействия: заражение, подражание, внушение, убеждение.
- Большие социальные группы. Отличие понятий «толпа», «масса» и «публика».
- Референтные группы: понятие, функции, виды.
Тема 2. Структурные характеристики малой группы в медицинской организации (2 ч)
- Малая группа как социально-психологическое явление. Причины возникновения малых групп.
- Формальная и неформальная структура группы
- Коммуникативная структура малой группы: централизованные и децентрализованные сети.
Тема 3. Динамические характеристики малой группы в медицинской организации (2 ч)
- Понятие групповой динамики. Процессы групповой динамики.
- Причины образования малых групп. Механизмы групповой динамики.
- Этапы развития малой группы в медицинской организации.
Тема 4. Ролевое поведение и социальный статус в медицинском коллективе (2 ч)
- Ролевая структура малой группы. Иерархическая модель группы и групповые роли по Р. Шиндлеру.
- Роли в зависимости от функций поведения в группе по Р. Бэйлзу.
- Теория командных ролей М. Белбина.
- Ролевое поведение и социальный статус в медицинской организации.
Тема 5. Общение и взаимодействие в медицинском коллективе (2 ч)
- Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры общения. Этика обращения к партнеру.
- Интерактивная сторона общения. Психологическое и поведенческое содержание ролей.
- Механизмы перцептивной стороны общения. Ошибки восприятия и феномен лукизма.
- Групповая и личностная территориальность. Пространственное расположение членов группы. Вторжение в личностную территориальность и пространство.
- Особенности общения и взаимодействия в медицинском коллективе.
Тема 6. Коллектив медицинской организации как социальная группа (2 ч)
- Коллектив как группа высшего уровня развития. Социально-психологическая характеристика коллектива.
- Психологические признаки коллектива медицинской организации.
- Сплоченность коллектива медицинской организации.
- Социально-психологические упражнения на повышение сплоченности коллектива.
Тема 7. Методы исследования межличностных отношений в группе (2 ч)
- Структура социальной власти в малой группе.
- Стратометрическая структура малой группы А.В. Петровского.
- Социометрический статус человека.
- Социометрия и референтометрия как методы исследования межличностных отношений в группе.
- Групповая психотерапия и психодрама.
Тема 8. Теории лидерства: психологические, поведенческие и ситуативные (2 ч)
- Лидерство в малой группе. Необходимость лидерства для группы.
- Психологические теории лидерства.
- Поведенческие теории лидерства.
- Ситуативные теории лидерства.
- Лидерство в разновозрастных коллективах.
- Стили лидерства в медицинском коллективе.
Тема 9. Личностные характеристики лидера (2 ч)
- Личностные качества успешного лидера.
- Интеллектуальный и эмоциональный интеллект лидера.
- Харизматическое лидерство.
Тема 10. Лидерство и руководство в медицинской организации (2 ч)
- Лидерство и руководство как социальные явления: общее и различие.
- Лидерство и власть. Авторитет лидера. Лояльность коллектива.
- Стили управления медицинским коллективом.
- Функции лидера в управленческой деятельности медицинской организации.
Тема 11. Технологии самоактуализации и повышения эффективности лидера (2 ч)
- Роль лидера в условиях глобализации рынка медицинских услуг.
- Понятие и формирование имиджа лидера.
- Основы тайм-менеджмента. Технологии управления временем и целеполагания.
- Презентация и самопрезентация. Искусство публичного выступления.
Тема 12. Команда как малая группа в медицинской организации (2 ч)
- Команда как малая группа в медицинской организации. Типология команд.
- Распределение деловых ролей в медицинской организации.
- Организационные возможности командной работы.
- Технологии формирования профессиональных команд в медицинской организации.
Тема 13. Управление деятельностью команды в медицинской организации (2 ч)
- Жизненные циклы развития организации по И. Адизесу.
- Планирование как функция лидера в медицинской организации. Стратегическое планирование.
- Концепция интерактивного менеджмента.
- Концепция кайдзен.
Тема 14. Модели и методы принятия управленческих решений (2 ч)
- Управленческие решения. Содержание и виды решений.
- Элементы, типы и стадии принятия управленческого решения.
- Методы выбора решений. Индивидуальный выбор. Групповой выбор.
- Модели и методы принятия эффективных управленческих решений. Всесторонний подход Эдуарда де Боно.
- Методы принятия управленческих решений в системе здравоохранения.
Тема 15. Управление социально-психологическим климатом в медицинской организации (2 ч)
- Понятие и управление социально-психологическим климатом в медицинской организации.
- Критерии социально-психологического климата в медицинской организации.
- Методы диагностики социально-психологического климата в медицинской организации.
Тема 16. Подходы и способы разрешения межличностных конфликтов (2 ч)
- Виды, причины, отрицательные и положительные стороны межличностных конфликтов в медицинском коллективе.
- Моббинг и буллинг как причина межличностного конфликта.
- Манипулирование как источник межличностного конфликта.
- Стратегии разрешения конфликта в теории Томаса-Килменна.
Тема 17. Формирование конфликтологической компетенции врача (2 ч)
- Разрешение межличностного конфликта в теории ролевой трансакции.
- Разрешение межличностного конфликта в теории А. Б. Добровича.
- Метод амортизации как способ разрешения конфликтов.
- Конфликтологическая компетентность врача. Метод «настоять на своем».
- Способы разрешения межличностных конфликтов при управлении медицинской организации.
Скачать план лекций, план практических занятий
План лекций курса "Инклюзивная компетентность" для стоматологического факультета
п/п № | Наименование тем лекций | Дата,ауд. | Объем в АЧ |
1. | Нормативно-правовая база инклюзивного подхода |
05.02.25 6 ауд | 2 |
2. | Историко-теоретические основы дефектологии. |
12.02.25 6 ауд | 2 |
3. | Психолого-педагогические особенности взаимодействия врача-стоматолога с пациентом с сенсорными и РАС. | 19.02.25 6 ауд | 2 |
4. | Психолого-педагогические особенности взаимодействия врача-стоматолога с пациентом с ментальными нарушениями и расстройствами личности. | 26.02.25 6 ауд | 2 |
5. | Психолого-педагогические особенности семей и законных представителей, пациентов с ограниченными возможностями и инвалидностью. | 05.03.25 6 ауд | 2 |
6. | Особенности профессионального общения врача-стоматолога с семьей и законными представителями пациента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. | 12.03.25 6 ауд | 2 |
7. | Формы и методы поддержания толерантной среды. | 19.03.25 6 ауд | 2 |
ИТОГО (всего - АЧ) | 14 |
Практические занятия курса "Инклюзивная компетентность" для стоматологического факультета:
Тема 1. Нормативно-правовая база инклюзивного подхода (2 ч)
1. Этапы становления систем национального специального образования.
2. Нормативно-правовые документы инклюзивного образования в Российской Федерации.
3. Нормативно-правовые документы инклюзивного образования в Европе и Азии.
4. Система специального образования в Российской Федерации (детские сады и школы).
Тема 2. Историко-теоретические основы дефектологии. (2 ч)
1. Связь дефектологии с психолого-педагогическими и медицинскими науками.
2. Современное состояние дефектологии (коррекционной педагогики) в России.
3. Ведущие педагогические понятия: воспитание, обучение и развитие и специальные понятия дефектологии.
4. Основоположники отечественной дефектологии.
Тема 3. Понятие, классификация психического дизонтогенеза. (2 ч)
1.Понятия «отклоняющегося развития», дизонтогенез, аномальность.
2.Понятие психического дизонтогенеза.
3. Факторы отклоняющегося развития.
Тема 4. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением зрения. (2 ч)
1. Тифлопсихология как наука. Предмет, задачи, методы тифлопсихологии.
2. Классификации лиц с нарушениями зрения.
3. Компенсаторное развитие лиц с нарушениями зрения.
4. Проблемы социализации и интеграции лиц с нарушением зрения.
5. Влияние зрительного нарушения на формирование личности.
Тема 5. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением слуха. (2 ч)
1. Предмет и задачи сурдопсихологии.
2. Типы, виды сенсорных нарушений.
3.Причины нарушений слуха: врожденные заболевания ушей; приобретенные заболевания ушей; глухие дети; слабослышащие дети; ранооглохшие, позднооглохшие дети.
4. Особенности развития личности людей с нарушением слуха и эмоционально-волевой сферы.
5.Компенсаторные способности глухих детей.
Тема 6. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением речи. (2 ч)
1. Предмет и задачи логопсихологии. Связь логопсихологии с другими науками.
2. Причины первичных речевых нарушений.
3. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
4. Вторичные нарушения речевых расстройств.
5. Особенности развития личности людей с речевыми расстрйоствами и эмоционально-волевой сферы.
Тема 7. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. (2 ч)
1.Психофизиологическая характеристика движений человека.
2. Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы.
3. Структура нарушений опорно-двигательного аппарата: первичный, вторичный и третичный дефекты.
4. Особенности развития личности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.
5.Организация доступной среды для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Тема 8. Психолого-педагогические особенности лиц с ментальными нарушениями. (2 ч)
- Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости.
- Виды и характеристика основных интеллектуальных нарушений. Олигофрения, деменция, синдром Дауна.
3. Особенности воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей.
4. Особенности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталость.
Тема 9. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушениями эмоциональной сферы (аутизм, расстройства личности). (4 ч)
Занятие 1.
1. Типология нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы.
2. Понятие о синдроме РДА и аутистических чертах личности.
3. Причины аутизма.
Занятие 2
1. Система помощи аутичным детям в России и за рубежом.
2. Особенности взаимодействия с человеком с расстройствами аутистического спектра.
3. Типология патологических характеров. Признаки психопатии по П.Б. Ганнушкину.
4. Особенности взаимодействия врача- стоматолога с пациентом с нарушениями эмоциональной сферы.
Тема 10. Психолого-педагогические особенности лиц с инвалидностью различных нозологических групп. (4 ч)
Занятие 1 (2 ч)
- Основные типы приспособления человека с ограниченными возможностями к ситуации инвалидности.
- Адаптивные и дезадаптивные проявления внутренней картины инвалидности.
- Психолого-педагогические особенности лиц с болезнями сердечно-сосудистой, мочеполовой системы.
- Психолого-педагогические особенности лиц с онкологическим заболеванием.
Занятие 2 (2 ч).
- Психолого-педагогические особенности лиц перенесших ампутацию конечностей.
- Психолого-педагогические особенности лиц с ВИЧ и СПИДом.
- Психолого-педагогические особенности лиц с заболеваниями эндокринной и дыхательной системы.
Тема 11. Особенности психологического взаимодействия с пациентами,
имеющими смешанный дефект. (2 ч)
- Основные возможные сочетания дефектов развития.
- Организация психолого-педагогической помощи лицам со сложным и сочетанным дефектов в Российской Федерации и за рубежом.
- Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов.
- Особенности взаимодействия врача с пациентом, имеющим сложный или сочетанный дефект.
Тема 12. Психолого-педагогические особенности семей и законных представителей, лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью. (2 ч)
1.Дефект в развитии ребенка как доминирующая причина травматизации психоэмоциональной сферы его родителей.
2.Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов в семьях воспитывающих детей с инвалидностью.
3.Модели воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
4. Психологические портреты родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Тема 13. Особенности профессионального общения врача-стоматолога с семьей и законными представителями человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. (2 ч)
1.Основные направления медицинского консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
2. Особенности медицинского консультирования родителей и других близких ребенка с ограниченными возможностями здоровья (бабушек, нянь, гувернантов).
3. Роль семьи в процессе реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Тема 14. Формы и методы поддержания толерантной среды. (4 ч.)
Занятие 1 (2 ч.)
- Проблема дискриминации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
- Проблемы социальной адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Занятие 2 (« ч.)
Технология социальной адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Скачать: план лекций, план практических занятий
ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 5 КУРС НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
п/п № | Наименование тем лекций | Дата
| Объем в АЧ |
1. | Введение в психологию общения | 05.09.2025 9 ауд | 2 |
2. | Структура, содержание и модели общения врача-стоматолога и пациента. | 19.09.25 9 ауд | 2 |
ИТОГО (всего - АЧ) |
| 4 |
План практических занятий КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧА» для стоматологического факультета.
Тема 1. Основные закономерности общения (4ч)
- Соотношение понятий: общение и коммуникация; общение и взаимопонимание; общение и отношения; общение и взаимовлияние; общение и взаимодействие.
- Социально-психологические функции общения.
- Фазы и этапы общения.
- Роль коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача - стоматолога.
Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения (4ч)
- Структурная схема невербальных средств общения и их основные характеристики.
- Основные характеристики невербального, экспрессивного языка.
- Предотвращение информационных потерь при вербальном общении сотрудников.
- Развитие индивидуальной техники активного слушания.
- Условия и способы понимания друг друга в процессе коммуникации
Тема 3. Структура, содержание и модели общения врача и пациента (2ч)
- Калгари–Кэмбриджская модель медицинской консультации.
- Сбор жалоб и анамнеза.
Тема 4. Сбор жалоб и анамнеза: основные задачи и навыки общения (2ч)
- Свободный рассказ пациента как навык.
- Открытые и закрытые вопросы. Воронка вопросов.
- Выявление истории болезни пациента.
- Навык скрининга и обобщения как способ выявления всех проблем пациента.
Тема 5. Информирование пациента: основные задачи и навыки общения. Убеждающая аргументация (6 ч)
- Задачи и навыки этапа разъяснения и планирования.
- Стратегии и ошибки предоставления информации.
- Учет аудитории. Навык дозирования информации.
- Понимание в диалоге. Teach-back метод как способ повышения эффективности запоминания информации.
- Навыки убеждения пациента при столкновении с противоречащими установками. Приемы аргументации
Тема 6. Навыки поддержки: управление эмоциональным состоянием пациента, сообщение плохих новостей (6 ч)
- Методы управления эмоциями пациента: психологическое айкидо, сенсибилизация, суггестия, модель «расскажи-покажи-сделай», способы саморегуляции.
- Протокол NURSE как навык эмпатии в клинической практике врача-стоматолога.
- Сообщение плохих новостей. Протокол SPIKES и другие
Скачать план лекций, план практических занятий;
Учебная практика проводится непосредственно в образовательной организации, в том числе на кафедре педагогики, психологии и психосоматической медицины ( с 1.09.2025 по 22.11.25), кафедре общественного здоровья и здравоохранения (с 24.11.2024 по 28.02.2026г.), кафедре патологической физиологии и иммунологии ( с 2.03.2025 по 22.05.2026 г.)
Для оформления заданий практики необходимо скачать дневник практики
ПЛАН ЛЕКЦИЙ "Психология и педагогика" на 2025/26 учебный год скачать здесь
п/п № | Наименование тем лекций | Дата ауд. | Объем в АЧ |
1. | Психология как наука |
| 2 |
2. | Познавательные психические процессы личности |
| 4 |
3. | Психические состояния личности |
| 2 |
4. | Психические свойства личности |
| 2 |
5. | Социальная психология групп |
| 2 |
6. | Основы педагогической деятельности врача |
| 2 |
ИТОГО (всего - АЧ) | 14 |
Практические занятия курса "Психология и педагогика" для лечебного факультета:
Тема 1. Теория высших психических функций.
- Психика как предмет психологии.
- Понятие высших психических функций в психологии.
- Теория высших психических функций Л.С. Выготского.
- Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Тема 2. Ощущение и восприятие.
- Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений.
- Классификация ощущений. Свойства и характеристики ощущений.
- Классификация восприятия. Свойства и законы восприятия.
- Нарушения ощущений и восприятия. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.
Тема 3. Внимание.
- Физиологические основы внимания. Функции внимания.
- Виды и свойства внимания. Их роль в профессиональной деятельности врача.
- Теории внимания.
- Нарушения внимания. Клиническое значение в профессиональной деятельности.
Тема 4. Память.
- Память, как высшая психическая функция. Современные исследования памяти.
- Классификация памяти. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Мнемотехнические приемы.
- Нарушения памяти.
- Методы диагностики памяти.
Тема 5. Мышление и воображение.
- Понятие мышления. Мыслительные операции.
- Классификация мышления. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Нарушения мышления.
- Воображение: понятие, виды.
- Приемы развития воображения, творческая деятельность.
- Значение воображения в профессиональной деятельности врача.
Тема 6. Речь.
- Речь как высшая психическая функция. Физиологические основы речи. Онтогенез речи.
- Классификация речи. Функции речи. Значение в профессиональной деятельности врача.
- Нарушения речи.
- Методы диагностики и развития речи.
Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности.
- Физиологические основы эмоций. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
- Эмоции и чувства. Функции эмоции.
- Классификация эмоций. Эмоциональные состояния.
- Основные психологически теории воли.
- Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Виды волевых действий. Структура волевого акта.
- Значение эмоционально-волевой сферы личности в формировании мотивов. Этапы развития эмоций и воли у человека.
Тема 8. Адаптация и функциональное состояние организма.
- Понятие адаптации. Уровни и формы адаптации.
- Функциональные состояния и их характеристика. Личностные механизмы регуляции состояний.
- Взаимосвязь функциональных состояний и адаптации.
- Стресс: стадии и классификация.
- Стресс и эмоциональное выгорание врача: меры профилактики
Тема 9. Теории личности.
- Личность в системе понятий психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» с точки зрения психологии. Основные характеристики личности.
- Структура личности в отечественной психологии.
- Структура личности по З. Фрейду. Методы психологической защиты.
- Теория личности К. Роджерса, А. Адлера.
- Самооценка как центральное образование личности. Основные критерии развития личности.
Тема 10. Потребности и мотивы.
- Понятие потребности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей.
- Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
- Понятие мотива. Структура, характеристики и функции мотива.
- Классификация мотивов.
Тема 11. Темперамент как психическое свойство личности.
- Гуморальные теории темперамента.
- Конституциональные теории темперамента.
- Физиологические основы темперамента.
- Типы темперамента, их психологическая характеристика (И.П. Павлов). Свойства темперамента.
- Современные представления о свойствах нервной системы
- Значение темперамента в профессиональной деятельности врача.
Тема 12. Характер и способности.
- Понятие характера. Черты характера, проявление характера.
- Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).
- Формирование характера. Социализация: факторы, этапы, институты.
- Способности: понятие, виды, уровни, факторы развития, значение в жизнедеятельности врача.
Тема 13. Социальная психология малых групп.
1. Социальные группы: понятие, виды.
2. Классификация малых групп.
3. Лидерство и руководство: общее и отличие.
4. Стили управления. Их применение во взаимоотношениях «врач-пациент».
Тема 14. Организационные феномены малой группы.
- Групповая динамика в малых группах. Этапы развития группы.
- Положительное и отрицательное влияние личности на группу, группы на личности. Конформизм, нонконформизм.
- Группа как команда. Различия между рабочей группой и командой. Внешние и внутренние факторы работы командной работы.
- Понятия: организационные изменения, организационное развитие. Тактика обращения с сопротивлением изменениям.
Тема 15. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача
- Категории педагогики в профессиональной деятельности врача.
- Педагогическая деятельность врача: виды и характеристика.
- Условия и факторы успешности педагогического процесса в профессиональной деятельности врача.
- Современные требования к личности врача: врач-педагог-психолог или врач-диагност?
Тема 16. Методы и принципы воспитания в медицинской практике
- Сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Научные подходы к воспитанию в педагогике.
- Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты.
- Принципы воспитания и их применение в деятельности врача.
- Методы и средства воспитания. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности врача.
Тема 17. Обучение пациентов основам самосохранительной деятельности.
- Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья.
- Основные механизмы воспитательного воздействия на личность. Методы воспитательного воздействия.
- Публичное выступление как форма воспитательного воздействия на личность.
Скачать: план лекций, план практических занятий.
ПЛАН ЛЕКЦИЙ ДВ2 "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ" ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА 2025-2026 г.
п/п № | Наименование тем лекций | Объем в АЧ |
1. | Введение в конфликтологию | 2 |
2. | Характеристика конфликта в здравоохранении как социального феномена | 4 |
3. | Теории поведения личности в конфликте | 2 |
4. | Конфликты в организации | 2 |
5. | Основы управления и профилактики конфликтов | 4 |
ИТОГО (всего - АЧ) | 14 |
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ДВ2 ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ НА 2025-2026г.
Тема 1. Введение в конфликтологию: предмет и методы науки.
1. История развития конфликтологии
2. Предмет и объект конфликтологии
3. Методы и методология конфликтологии как науки
Тема 2. Структура и динамика социально-психологического конфликта.
1.Конфликт как социально-психологический феномен
2. Структура конфликта
3. Функции конфликта
4. Динамика конфликта.
Тема 3. Типология и причины конфликтов в здравоохранении.
1. Причины конфликтов как социального явления
2. Причины конфликтов в здравоохранении
3. Основания для типологии конфликтов
4. Характеристика конфликтов по субъекту взаимодействия
5. Характеристика конфликтов в области здравоохранения
Тема 4. Стратегии и тактики поведения в конфликте.
1. Стиль поведения личности в конфликте: виды и характеристика
2. Стратегии поведения личности в двухмерной модели Томаса-Киллмена
3. Стратегии поведения личности в модели Шипилова А.И.
4. Тактические приемы поведения в конфликте: характеристика, обоснование применения
5. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте.
Тема 5. Личность конфликтного пациента: характеристика и способы взаимодействия.
1. Типология пациентов: трудный пациент и его характеристика.
2. Когнитивные искажения как причина конфликтов «врач-пациент»
3. Стратегии и тактики взаимодействия с «трудными пациентами»
4. Техники «психологического айкидо» как способ взаимодействия с «трудными пациентами»
Тема 6. Основы саморегуляции эмоционального состояния в конфликте.
- Понятие саморегуляции в профилактике эмоционального выгорания врача.
- Формы и методы саморегуляции.
- Протоколы регуляции эмоционального состояния пациента.
Тема 7. Причины и механизмы групповых конфликтов.
1. Характеристика группового конфликта.
2. Виды и причины групповых конфликтов.
3. Механизмы возникновения групповых конфликтов
Тема 8. Сплоченность и навыки командной работы врача.
1. Понятие команды. Отличие команды от группы и коллектива
2. Этапы формирования команды. Виды команд.
3. Факторы, влияющие на эффективность функционирования команды
4. Сплоченность и меры по ее формированию и диагностике.
Тема 9. Виды и правила конструктивного общения в группе.
1. Виды делового общения. Характеристика примитивного, манипулятивного, делового, дружеского общения.
2. Эффективность общения: цели и методы
3. Обратная связь как форма повышения эффективности общения.
Тема 10. Аргументация и навыки убеждения врача при столкновении с противоречащими установками пациента (4 ч)
1. Что такое убеждения. Формирование аттитюдов и их роль в регуляции поведения и принятии решений.
2. Аргументы: виды, правила использования.
3. Внушение, требование, приказ как форма убеждения
4. Техники аргументации: характеристика и правила применения.
Тема 11. Профилактика и предупреждение конфликтов. (4 ч)
1. Внешние и внутренние аспекты управления конфликтами: определение, содержание и динамика.
2. Деятельность по прогнозированию конфликта: направления и анализ.
3. Деятельность по предупреждению и стимулированию конфликта: направления и задачи.
4. Деятельность по урегулированию конфликта: этапы
5. Технологии регулирования конфликтами
6. Деятельность руководителя в процессе управления конфликтами
Тема 12. Разрешение конфликтов. Метод картографии.
- Разрешение конфликта как метод регуляции конфликта
- Метод картографии: методология и принципы
Тема 13. Переговоры как способ урегулирования конфликтов. (4 ч)
1. Переговоры как древний способ урегулирования конфликта: история.
2. Известные примеры ведения переговоров
3. Переговоры как метод урегулирования конфликта: структура, формы и требования к организации переговоров
4. Этапы ведения переговоров: характеристика и особенности каждого этапа в зависимости от сферы конфликта.
Тема 14. Медиация как метод разрешения конфликта.
- Что такое медиация? Виды медиации
- Типы медиаторов. Требования к личности медиации
- Роль и место медиации в здравоохранении. Правовые основы применения медиации в здравоохранении
- Модели поведения партнеров в переговорном процессе
Скачать план лекций, план практических занятий
ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧА
НА 2025- 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
п/п № | Наименование тем лекций | Дата
| Объем в АЧ |
1. | Общение и его функции. |
| 2 |
2. | Вербальные и невербальные средства общения. |
| 2 |
3. | Структура, содержание и модели общения врача и пациента. | 2 | |
ИТОГО (всего - АЧ) |
| 6 |
Практические занятия курса "Коммуникативные навыки врача" для лечебного факультета:
Тема 1. Основные закономерности общения. (4 ч)
1. Понятия «общение» и «коммуникация»: общее и отличия. Роль общения врача с пациентом.
2. Функции общения.
3. Структура общения.
4. Социализация пациента: этапы и функции.
5. Условия построения эффективного взаимодействия между врачом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача.
6. Виды общения врача с пациентом.
Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения. (4 ч)
1. Особенности формирования первого впечатления врача у пациента.
2. Общение врача с пациентом в поликлинике и в стационаре: общее и отличия.
3. Терапевтическое общение.
4. Факторы, влияющие на общение врача с пациентом.
Тема 3. Структура, содержание и модели общения врача и пациента. (2 ч)
1. Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации. Этапы и
структура медицинского интервью.
2. Основные принципы медицинского интервью.
3. Искусство задавать вопросы пациенту. Преимущества и недостатки разных
типов вопросов.
Тема 4. Сбор жалоб и анамнеза: основные задачи и навыки общения(6 ч)
1. Коммуникативные задачи на этапе сбора жалоб и анамнеза.
2. Коммуникативные навыки врача на этапе сбора жалоб и анамнеза, список, отражение их в чек-листе.
3. Трудности и проблемы передачи, запоминания и хранения информации.
4. Воронка вопросов как метод сбора информации.
5. Навыки структурирования на этапе сбора жалоб и анамнеза.
Тема 5. Информирование пациента: основные задачи и навыки общения. Совместное принятие решений. (6 ч)
1. Психологические особенности взаимодействия врача с пациентом разного возраста (юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старческий возраст).
2. Правила профессионального общения с пациентом. Приемы активного слушания.
3. Применение методов убеждения и внушения с пациентами разного возраста.
4. Роль эмоций в общении с пациентами разного возраста.
Тема 6. Навыки поддержки: управление эмоциональным состоянием пациента, сообщение плохих новостей.
1.Физиологические основы эмоций и функциональное состояние организма.
2. Невербальные и физиологические сигналы проявления эмоций; методы управления эмоциями пациента: психологическое айкидо, сенсибилизация, суггестия, модель «расскажи-покажи-сделай», способы саморегуляции.
3. Протокол NURSE как навык эмпатии в клинической практике врача.
4. Сообщение плохих новостей. Протокол SPIKES и другие
Скачать: план лекций, план практических занятий.
ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
п/п № | Наименование тем лекций | Объем в АЧ |
1. | Психология как наука | 2 |
2. | Психические процессы личности | 4 |
3. | Психические состояния личности | 2 |
4. | Психические свойства личности | 2 |
5. | Психология развития | 2 |
6. | Социальная психология | 4 |
7. | Основы педагогической деятельности врача | 2 |
| ИТОГО (всего - АЧ) | 18 |
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Тема 1. Теория высших психических функций.
- Психика как предмет психологии.
- Понятие высших психических функций в психологии.
- Теория высших психических функций Л.С. Выготского.
- Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Тема 2. Ощущение и восприятие.
- Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений.
- Классификация ощущений. Свойства и характеристики ощущений.
- Классификация восприятия. Свойства и законы восприятия.
- Нарушения ощущений и восприятия. Значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
- Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.
Тема 3. Внимание.
- Физиологические основы внимания. Функции внимания.
- Виды и свойства внимания. Их роль в профессиональной деятельности врача-педиатра.
- Теории внимания.
- Нарушения внимания. Клиническое значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
Тема 4. Память.
- Память, как высшая психическая функция. Современные исследования памяти.
- Классификация памяти. Значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
- Мнемотехнические приемы.
- Нарушения памяти.
- Методы диагностики памяти.
Тема 5. Мышление и воображение.
- Понятие мышления. Мыслительные операции.
- Классификация мышления. Значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
- Нарушения мышления.
- Воображение: понятие, виды.
- Приемы развития воображения, творческая деятельность.
- Значение воображения в профессиональной деятельности врача-педиатра.
Тема 6. Речь.
- Речь как высшая психическая функция. Физиологические основы речи. Онтогенез речи.
- Классификация речи. Функции речи. Значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
- Нарушения речи.
- Методы диагностики и развития речи.
Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности.
- Физиологические основы эмоций. Эмоции и чувства.
- Эмоции: виды и функции.
- Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Виды волевых действий. Структура волевого акта.Воля как процесс сознательного регулирования поведения.
- Этапы развития эмоций и воли у человека.5
- Нарушения эмоционально-волевой сферы личности.
Тема 8. Адаптация и функциональное состояние организма.
- Понятие адаптации. Уровни и формы адаптации.
- Функциональные состояния и их характеристика. Личностные механизмы регуляции состояний.
- Взаимосвязь функциональных состояний и адаптации.
- Стресс: стадии и классификация.
- Стресс и эмоциональное выгорание врача: меры профилактики
Тема 9. Темперамент как психическое свойство личности.
- Гуморальные теории темперамента.
- Конституциональные теории темперамента.
- Современные представления о свойствах нервной системы. Физиологические основы темперамента
- Типы темперамента, их психологическая характеристика (И.П. Павлов). Свойства темперамента.
- Значение темперамента в профессиональной деятельности врача-педиатра
Тема 10. Характер и способности.
- Понятие характера. Черты характера, проявление характера.
- Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).
- Формирование характера. Социализация: факторы, этапы, институты.
- Способности: понятие, виды, уровни, факторы развития, значение в жизнедеятельности врача.
Тема 11. Потребности и мотивы.
- Потребности: понятия, этапы формирования, функции, виды.
- Понятие о направленности личности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
- Мотив: понятие, структура, характеристики, виды и функции.
- Деятельность: структура и виды.
Тема 12. Теории личности.
- Личность в системе понятий психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» с точки зрения психологии. Основные характеристики личности.
- Структура личности в отечественной психологии.
- Структура личности по З. Фрейду. Методы психологической защиты.
- Теория личности К. Роджерса, А. Адлера.
- Самооценка как центральное образование личности. Основные критерии развития личности.
Тема 13. Возрастная психология.
- Предмет психологии развития. Понятие «развитие», «формирование», «созревания».
- Периодизация развития в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
- Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.4. Возрастные кризисы психического развития: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3-х лет.
Тема 14. Возрастная психология.
- Возрастные кризисы психического развития: кризис 7-ми лет, адаптация к школе
- Кризис подросткового возраста.
- Возрастные кризисы психического развития: кризис 20-ти лет, кризисы периодов ранней, средней и поздней зрелости.
Тема 15. Социальная психология малых групп.
1. Социальные группы: понятие, виды.
2. Классификация малых групп.
3. Лидерство и руководство: общее и отличие.
4. Стили управления. Их применение во взаимоотношениях «врач-пациент».
5. Положительное и отрицательное влияние личности на группу, группы на личности. Конформизм, нонконформизм
Тема 16. Организационные феномены малой группы.
- Групповая динамика в малых группах. Этапы развития группы.
- Положительное и отрицательное влияние личности на группу, группы на личности. Конформизм, нонконформизм.
- Группа как команда. Различия между рабочей группой и командой. Внешние и внутренние факторы работы командной работы.
- Понятия: организационные изменения, организационное развитие. Тактика обращения с сопротивлением изменениям.
Тема 17. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача-стоматолога.
- Категории педагогики в профессиональной деятельности врача-педиатра.
- Педагогическая деятельность врача: виды и характеристика.
- Условия и факторы успешности педагогического процесса в профессиональной деятельности врача-педиатра.
- Современные требования к личности врача: врач-педагог-психолог или врач-диагност?
Тема 18. Обучение пациентов основам самосохранительной деятельности.
- Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья.
- Основные механизмы воспитательного воздействия на личность. Методы воспитательного воздействия.
- Публичное выступление как форма воспитательного воздействия на личность.
Скачать план лекций, план практических занятий
ПЛАН ЛЕКЦИЙ ДВ3 ПО КУРСУ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ НА 2025-2026 г.
п/п № | Наименование тем лекций | Объем в АЧ |
1. | Введение в возрастную психологию | 2 |
2. | Психическое развитие личности в младенчестве и раннем возрасте | 2 |
3. | Психическое развитие личности в дошкольном возрасте | 2 |
4. | Психическое развитие личности в младшем школьном возрасте | 2 |
5. | Психическое развитие личности в подростковом и юношеском возрасте | 2 |
6. | Роль семьи в формировании психики ребенка | 2 |
7. | Психология коммуникации с законным представителем | 2 |
ИТОГО (всего - АЧ) | 14 |
Сссылка на онлайн лекцию сентября (начало в 11.00) лекция
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДВ3 "ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ"НА 2025 - 2026г.
Тема 1. Возрастная психология: предмет, задачи, методы (2ч)
- Возрастная психология: определение, предмет, задачи.
- Разделы возрастной психологии, связь с другими науками. Значение возрастной психологии в профессиональной деятельности врача-педиатра.
- Методы возрастной психологии.
Тема 2. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе (2ч)
- Биопсихосоциальная модель здоровья.
- Гетерохронность и противоречия индивидуального развития человека.
- Концепция Ж. Пиаже. Стадии развития интеллекта.
Тема 3. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе (2ч)
- Возрастная периодизация Э.Эриксона
- Стадии психосексуального развития по З. Фрейду.
- Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.
Тема 4. Перинатальная психология. Психическое развитие ребенка первого года жизни (2ч)
- Пренатальное развитие ребенка.
- Кризис 1 года.
- Дизонтогенез развития в младенчестве: биологические и социальные факторы дизонтогенеза, признаки дизонтогенеза в пренатальном и младенческом возрасте, дизонтогенез психического развития в младенческом возрасте, способы профилактики дизонтогенеза.
Тема 5. Психическое развитие в раннем возрасте (2 ч)
- Основные психические достижения раннего возраста.
- Значение проявлений кризиса 3 лет при взаимодействии с врачом-педиатром.
Тема 6. Психическое развитие в раннем возрасте (2 ч)
- Признаки дизонтогенеза в раннем возрасте.
- Дизонтогенез речевого развития ребенка в раннем возрасте.
- Способы профилактики дизонтогенеза.
- Варианты развития дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
Тема 7. Психическое развитие в дошкольном возрасте (2 ч)
- Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Кризис 7 лет.
- Физиологические и психологические показатели готовности ребенка к школе.
Тема 8. Психическое развитие в дошкольном возрасте (2 ч)
- Игра в дошкольном возрасте как основной способ взаимодействия врача-педиатра с пациентом.
- Дизонтогенез развития в дошкольном возрасте.
Тема 9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте (2ч)
- Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.
- Развитие самооценки в младшем школьном возрасте.
- Школьная дезадаптация.
Тема 10. Психическое развитие в младшем школьном возрасте (2ч)
- Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.
- Группы риска в младшем школьном возрасте.
Тема 11. Психическое развитие в подростковом возрасте (2ч)
- Психические новообразования и кризис в подростковом возрасте.
- Физическое и психическое развитие подростка.
Тема 12. Психическое развитие в подростковом возрасте (2ч)
- Особенности взаимодействия врача-педиатра с пациентом подросткового возраста.
- Психопатии и акцентуации характера у подростков. Концепция А.Е.Личко.
Тема 13. Психическое развитие в юношеском возрасте (2ч)
- Анатомо-физиологические предпосылки перехода к юношескому возрасту. Проблема акселерации.
- Профессиональная направленность как центральное новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии.
- Особенности взаимодействия врача-педиатра с пациентов юношеского возраста.
Тема 14. Роль семьи в формировании психики ребенка (2ч)
- Семья: виды, стадии развития.
- Функции семьи.
Тема 15. Роль семьи в формировании психики ребенка (2ч)
- Стили родительского воспитания как факторы развития психики ребенка на разных этапах онтогенеза.
- Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями.
Тема 16. Психология коммуникации с законным представителем пациента (2ч)
- Особенности психологии периода взрослости. Кризис среднего возраста.
- Возрастные новообразования периода взрослости. Их учет врачом-педиатром в процессе коммуникации с законным представителем пациента.
Тема 17. Психология коммуникации с законным представителем пациента (2ч)
- Психологические изменения в личности и деятельности человека пожилого возраста. Их учет врачом-педиатром в процессе коммуникации с родственниками пациента.
- Эмпатия врача — ключ в формировании доверия в триаде врач-пациент-родитель.
Скачать план лекций, план практических занятий
ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ п/п | Наименование тем лекций | Дата | Объем в АЧ |
1 | Общение и его функции. | 2 | |
2 | Вербальные и невербальные средства общения | 2 | |
3 | Структура, содержание и модели общения врача-педиатра и пациента | 2 | |
ИТОГО | (всего - АЧ) | 6 |
Практические занятия курса "Коммуникативные навыки врача" для педиатрического факультета:
Тема 1. Основные закономерности общения.
- Понятия «общение» и «коммуникация»: общее и отличия. Роль общения врача с пациентом, с законным представителем пациента.
- Функции общения.
- Структура общения.
- Социализация пациента: этапы и функции.
- Условия построения эффективного взаимодействия между врачом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача, врачом и законным представителем пациента.
- Виды общения врача с пациентом / законным представителем пациента.
Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения
- Классификация невербальных средств общения: такесика, просодика, кинесика, проксемика. Сигналы глазного доступа. Визуальный контакт как необходимый компонент общения врача с пациентом.
- Зоны общения врача и пациента.
- Фазы партнерского общения. Вербальные сигналы, располагающие к контакту врача с пациентом, его родственниками.
Тема 3. Структура, содержание и модели общения врача и пациента.
- Особенности формирования первого впечатления врача у пациента.
- Общение врача с пациентом в поликлинике и в стационаре: общее и отличия.
- Терапевтическое общение.
- Факторы, влияющие на общение врача с пациентом.
Тема 4. Сбор жалоб и анамнеза: основные задачи и навыки общения.
- Психологические особенности взаимодействия врача с пациентом разного возраста (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст).
- Правила профессионального общения с законным представителем пациента. Приемы активного слушания.
- Применение методов убеждения и внушения с пациентами дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста, с законными представителями пациентов.
- Роль эмоций в общении с пациентами разного возраста.
Тема 5. Информирование пациента: основные задачи и навыки общения. Убеждающая аргументация.
- Психологические особенности взаимодействия врача с пациентом разного возраста (юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старческий возраст).
- Правила профессионального общения с пациентом. Приемы активного слушания.
- Применение методов убеждения и внушения с пациентами разного возраста.
- Роль эмоций в общении с пациентами разного возраста.
Тема 6. Навыки поддержки: управление эмоциональным состоянием пациента, сообщение плохих новостей.
- Физиологические основы эмоций и функциональное состояние организма.
- Невербальные и физиологические сигналы проявления эмоций; методы управления эмоциями пациента: психологическое айкидо, сенсибилизация, суггестия, модель «расскажи-покажи-сделай», способы саморегуляции.
- Протокол NURSE как навык эмпатии в клинической практике врача.
- Сообщение плохих новостей. Протокол SPIKES и другие
Скачать: план лекций, план практических занятий.