Информация для обучающихся - студентам

06 КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Требования, предъявляемые к обучающимся

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на практических занятиях при ответах на вопросы и в ходе обсуждения подготовленных докладов.
По завершению изучения учебной дисциплины в семестре с целью проверки и оценки учебной работы студентов, уровня полученных ими знаний и умения применять эти знания на практике проводится зачет.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Стратегической задачей пропедевтического курса педагогики и психологии является формирование у студента-медика представления о человеку как о высшей ценности и на этой основе ценностного отношения к нему, в том числе к каждому пациенту, его родственникам, своим коллегам, в целом к личности любого человека.
Содержание курса раскрывается на лекционных и семинарских занятиях. Глубокое усвоение студентами психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы, поэтому в рамках данного курса предполагается самостоятельная работа студентов над рефератами и их обсуждение в группе.
По каждой теме лекционных занятий выделен перечень основных понятий, которыми должны овладеть студенты. По каждой теме практических занятий даются задания для самостоятельной работы студентов
(аннотирование или реферирование литературы, решение психологических задач); даётся список рекомендуемой литературы.

После изучения студент

  • должен иметь представление: о предмете и методах психологии, основных этапах развития этой науки, о месте и значении психологии в ряду гуманитарных дисциплин, а также в сфере медицины, об особенностях функционирования и развития психики в онто- и филогенезе;
  • должен знать: сущность психического отражения, структуру психики, трактовку основных психологических понятий, закономерности развития психики человека, значение и особенности отдельных психических процессов, свойств, состояний для целостного функционирования психики; 
  • должен уметь: ориентироваться в психологической терминологии, использовать её для характеристики поведения человека и групп людей, пользоваться источниками справочной и научной литературы по психологии.
Расписание практических занятий и лекций кафедры

 Все занятия проходят очно в аудиториях ИГМА (оффлайн). Кафедра педагогики, психологии, психосоматической медицины находится на 3 этаже морфологического корпуса.

ВНИМАНИЕ!!!

Расписание для 1 и 2 специалитета лечебного, педиатрического, стоматологического факультета скачать здесь

Курс "Психология и педагогика" для стоматологического факультета 2023/24 уч.год

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД. 

 №  Тема лекции

1.     

Психология как наука

2

2.     

Познавательные психические процессы личности

4

3.     

Психические состояния личности

2

4.     

Психические свойства личности

2

5.     

Возрастная психология

2

6.     

Психология общения

4

7.     

Основы педагогической деятельности врача-стоматолога

2

 

ИТОГО (всего - АЧ)

18

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Тема 1. Теория высших психических функций.

  • Психика как предмет психологии.
  • Понятие высших психических функций в психологии.
  • Теория высших психических функций Л.С. Выготского.
  • Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.

 Тема 2. Ощущение и восприятие.

Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений.

  • Классификация ощущений. Свойства и характеристики ощущений.
  • Классификация восприятия. Свойства и законы восприятия.
  • Нарушения ощущений и восприятия. Значение в профессиональной деятельности врача.
  • Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.

Тема 3. Внимание.

  • Физиологические основы внимания. Функции внимания.
  • Виды внимания. Их роль в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Теории внимания.
  • Нарушения внимания. Клиническое значение в профессиональной деятельности врача.

Тема 4. Память.

  • Память, как высшая психическая функция. Современные исследования памяти.
  • Классификация памяти. Значение в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Мнемотехнические приемы.
  • Нарушения памяти.
  • Методы диагностики памяти.

Тема 5. Мышление и воображение.

  • Понятие мышления. Мыслительные операции.
  • Классификация мышления. Значение в профессиональной деятельности врача.
  • Нарушения мышления.
  • Воображение: понятие, виды.
  • Приемы развития воображения, творческая деятельность.
  • Значение воображения в профессиональной деятельности врача.

 Тема 6. Речь.

  • Речь как высшая психическая функция. Физиологические основы речи. Онтогенез речи.
  • Классификация речи. Функции речи. Значение в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Нарушения речи.
  • Методы диагностики и развития речи.

 Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности.

  • Физиологические основы эмоций. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
  • Эмоции и чувства. Функции эмоций.
  • Классификация эмоций. Эмоциональные состояния.
  • Основные психологически теории воли.
  • Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Виды волевых действий. Структура волевого акта.
  • Значение эмоционально-волевой сферы личности в формировании мотивов. Этапы развития эмоций и воли у человека.

 

Тема 8. Адаптация и функциональное состояние организма.

  • Понятие адаптации. Уровни и формы адаптации.
  • Функциональные состояния и их характеристика. Личностные механизмы регуляции состояний.
  • Взаимосвязь функциональных состояний и адаптации.
  • Стресс: стадии и классификация.
  • Стресс и эмоциональное выгорание врача: меры профилактики

Тема 9. Теории личности.

  • Личность в системе понятий психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» с точки зрения психологии. Основные характеристики личности.
  • Структура личности в отечественной психологии.
  • Структура личности по З. Фрейду. Методы психологической защиты.
  • Теория личности К. Роджерса, А. Адлера.
  • Самооценка как центральное образование личности. Основные критерии развития личности.

 

Тема 10. Потребности и мотивы.

  • Понятие потребности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей.
  • Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
  • Понятие мотива. Структура, характеристики и функции мотива.
  • Классификация мотивов.

 

Тема 11. Темперамент как психическое свойство личности.

  • Гуморальные теории темперамента.
  • Конституциональные теории темперамента.
  • Физиологические основы темперамента.
  • Типы темперамента, их психологическая характеристика (И.П. Павлов). Свойства темперамента.
  • Современные представления о свойствах нервной системы
  • Значение темперамента в профессиональной деятельности врача-стоматолога.

 

Тема 12. Характер и способности.

  • Понятие характера. Черты характера, проявление характера.
  • Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).
  • Формирование характера. Социализация: факторы, этапы, институты.
  • Способности: понятие, виды, уровни, факторы развития, значение в жизнедеятельности врача.

Тема 13. Возрастная психология.

  • Предмет психологии развития. Понятие «развитие», «формирование», «созревания».
  • Периодизация развития в отечественной психологии (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин).
  • Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
  • Нормативные кризисы развития.

Тема 14.  Психология общения.

  • Психология общения: понятие и функции общения.
  • Виды общения. Структура коммуникативного акта.
  • Средства общения.
  • Ошибки восприятия при общении.

 Тема 15. Психология общения в профессиональной деятельности врача-стоматолога

  • Специфика профессионального общения врача-стоматолога
  • Наиболее типичные ситуации общения: инструменты общения
  • Типология пациентов и особенности общения врача-стоматолога

 Тема 16. Конфликтология в деятельности врача.

  • Понятие, структура конфликта.
  • Функции конфликта.
  • Виды конфликта в профессиональной деятельности врача.
  • Стили разрешения конфликтов.
  • Причины конфликтов в профессиональной деятельности врача.
  • Меры профилактики конфликтов.

 Тема 17. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача-стоматолога.

  • Категории педагогики в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Педагогическая деятельность врача: виды и характеристика.
  • Условия и факторы успешности педагогического процесса в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Современные требования к личности врача: врач-педагог-психолог или врач-диагност?

Тема 18. Обучение пациентов основам самосохранительной деятельности.

  • Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья.
  • Основные механизмы воспитательного воздействия на личность. Методы воспитательного воздействия.
  • Публичное выступление как форма воспитательного воздействия на личность.

Скачать план лекций, план практических занятий

Курс "Командная работа и лидерство" для стоматологического факультета на 2023-2024 уч. гг.

ПЛАН ЛЕКЦИЙ "КОМАНДНАЯ РАБОТА И ЛИДЕРСТВО" НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.  

п/п №

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

1.

Группа как система и подсистема медицинской организации

4

2.

Психология лидерства

4

3.

Управление деятельностью команды в медицинской организации

4

4.

Межличностные конфликты в медицинском коллективе

2

 

ИТОГО (всего - АЧ)

14

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ КОМАНДНАЯ РАБОТА И ЛИДЕРСТВО НА 2023-2024г 

Тема 1. Социальная психология групп (2 ч)

  1. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
  2. Социально-психологические механизмы взаимодействия: заражение, подражание, внушение, убеждение.
  3. Большие социальные группы. Отличие понятий «толпа», «масса» и «публика».
  4. Референтные группы: понятие, функции, виды.

 Тема 2. Структурные характеристики малой группы в медицинской организации (2 ч)

  1. Малая группа как социально-психологическое явление. Причины возникновения малых групп.
  2. Формальная и неформальная структура группы
  3. Коммуникативная структура малой группы: централизованные и децентрализованные сети.

 Тема 3. Динамические характеристики малой группы в медицинской организации (2 ч)

  1. Понятие групповой динамики. Процессы групповой динамики.
  2. Причины образования малых групп. Механизмы групповой динамики.
  3. Этапы развития малой группы в медицинской организации.

 Тема 4. Ролевое поведение и социальный статус в медицинском коллективе (2 ч)

  1. Ролевая структура малой группы. Иерархическая модель группы и групповые роли по Р. Шиндлеру.
  2. Роли в зависимости от функций поведения в группе по Р. Бэйлзу.
  3. Теория командных ролей М. Белбина.
  4. Ролевое поведение и социальный статус в медицинской организации.

 Тема 5. Общение и взаимодействие в медицинском коллективе (2 ч)

  1. Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры общения. Этика обращения к партнеру.
  2. Интерактивная сторона общения. Психологическое и поведенческое содержание ролей.
  3. Механизмы перцептивной стороны общения. Ошибки восприятия и феномен лукизма.
  4. Групповая и личностная территориальность. Пространственное расположение членов группы. Вторжение в личностную территориальность и пространство.
  5. Особенности общения и взаимодействия в медицинском коллективе.

 Тема 6. Коллектив медицинской организации как социальная группа (2 ч)

  1. Коллектив как группа высшего уровня развития. Социально-психологическая характеристика коллектива.
  2. Психологические признаки коллектива медицинской организации.
  3. Сплоченность коллектива медицинской организации.
  4. Социально-психологические упражнения на повышение сплоченности коллектива.

 Тема 7. Методы исследования межличностных отношений в группе (2 ч)

  1. Структура социальной власти в малой группе.
  2. Стратометрическая структура малой группы А.В. Петровского.
  3. Социометрический статус человека.
  4. Социометрия и референтометрия как методы исследования межличностных отношений в группе.
  5. Групповая психотерапия и психодрама.

Тема 8. Теории лидерства: психологические, поведенческие и ситуативные (2 ч)

  1. Лидерство в малой группе. Необходимость лидерства для группы.
  2. Психологические теории лидерства.
  3. Поведенческие теории лидерства.
  4. Ситуативные теории лидерства.
  5. Лидерство в разновозрастных коллективах.
  6. Стили лидерства в медицинском коллективе.

 Тема 9. Личностные характеристики лидера (2 ч)

  1. Личностные качества успешного лидера.
  2. Интеллектуальный и эмоциональный интеллект лидера.
  3. Харизматическое лидерство.

 Тема 10. Лидерство и руководство в медицинской организации (2 ч)

  1. Лидерство и руководство как социальные явления: общее и различие.
  2. Лидерство и власть. Авторитет лидера. Лояльность коллектива.
  3. Стили управления медицинским коллективом.
  4. Функции лидера в управленческой деятельности медицинской организации.

 Тема 11. Технологии самоактуализации и повышения эффективности лидера (2 ч)

  1. Роль лидера в условиях глобализации рынка медицинских услуг.
  2. Понятие и формирование имиджа лидера.
  3. Основы тайм-менеджмента. Технологии управления временем и целеполагания.
  4. Презентация и самопрезентация. Искусство публичного выступления.

 Тема 12. Команда как малая группа в медицинской организации (2 ч)

  1. Команда как малая группа в медицинской организации. Типология команд.
  2. Распределение деловых ролей в медицинской организации.
  3. Организационные возможности командной работы.
  4. Технологии формирования профессиональных команд в медицинской организации.

 Тема 13. Управление деятельностью команды в медицинской организации (2 ч)

  1. Жизненные циклы развития организации по И. Адизесу.
  2. Планирование как функция лидера в медицинской организации. Стратегическое планирование.
  3. Концепция интерактивного менеджмента.
  4. Концепция кайдзен.

 Тема 14. Модели и методы принятия управленческих решений (2 ч)

  1. Управленческие решения. Содержание и виды решений.
  2. Элементы, типы и стадии принятия управленческого решения.
  3. Методы выбора решений. Индивидуальный выбор. Групповой выбор.
  4. Модели и методы принятия эффективных управленческих решений. Всесторонний подход Эдуарда де Боно.
  5. Методы принятия управленческих решений в системе здравоохранения.

Тема 15. Управление социально-психологическим климатом в медицинской организации (2 ч)

  1. Понятие и управление социально-психологическим климатом в медицинской организации.
  2. Критерии социально-психологического климата в медицинской организации.
  3. Методы диагностики социально-психологического климата в медицинской организации.

Тема 16. Подходы и способы разрешения межличностных конфликтов (2 ч)

  1. Виды, причины, отрицательные и положительные стороны межличностных конфликтов в медицинском коллективе.
  2. Моббинг и буллинг как причина межличностного конфликта.
  3. Манипулирование как источник межличностного конфликта.
  4. Стратегии разрешения конфликта в теории Томаса-Килменна.

 Тема 17. Формирование конфликтологической компетенции врача (2 ч)

  1. Разрешение межличностного конфликта в теории ролевой трансакции.
  2. Разрешение межличностного конфликта в теории А. Б. Добровича.
  3. Метод амортизации как способ разрешения конфликтов.
  4. Конфликтологическая компетентность врача. Метод «настоять на своем».
  5. Способы разрешения межличностных конфликтов при управлении медицинской организации.

Скачать план лекций, план практических занятий

Курс "Инклюзивная компетентность" для стоматологического факультета на 2023-2024 уч. гг.

План лекций курса "Инклюзивная компетентность" для стоматологического факультета

п/п №

Наименование тем лекций

Дата,

ауд.

Объем в АЧ

1.

Нормативно-правовая база инклюзивного подхода

07.02.24

6 ауд

2

2. 

Историко-теоретические основы дефектологии.

14.02.24

6 ауд

2

3.

Психолого-педагогические особенности взаимодействия врача-стоматолога с пациентом с сенсорными и РАС.

21.02.24

6 ауд

2

4.

Психолого-педагогические особенности взаимодействия врача-стоматолога с пациентом с ментальными нарушениями и расстройствами личности.

28.02.24

6 ауд

2

5.

Психолого-педагогические особенности семей и законных представителей, пациентов с ограниченными возможностями и инвалидностью.

06.03.24

6 ауд

2

6.

Особенности профессионального общения врача-стоматолога с семьей и законными представителями пациента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

13.03.24

6 ауд

2

7.

Формы и методы поддержания толерантной среды.

20.03.24

6 ауд

2

 

ИТОГО (всего - АЧ)

 

14

 

Практические занятия курса "Инклюзивная компетентность" для стоматологического факультета:

Тема 1. Нормативно-правовая база инклюзивного подхода (2 ч)

1. Этапы становления систем национального специального образования.

2. Нормативно-правовые документы инклюзивного образования в Российской Федерации.

3. Нормативно-правовые документы инклюзивного образования в Европе и Азии.

4. Система специального образования в Российской Федерации (детские сады и школы).

 Тема 2. Историко-теоретические основы дефектологии. (2 ч)

1. Связь дефектологии с психолого-педагогическими и медицинскими науками.

2. Современное состояние дефектологии (коррекционной педагогики) в России.

3. Ведущие педагогические понятия: воспитание, обучение и развитие и специальные понятия дефектологии.

4. Основоположники отечественной дефектологии.

 Тема 3. Понятие, классификация психического дизонтогенеза.  (2 ч)

1.Понятия «отклоняющегося развития», дизонтогенез, аномальность.

2.Понятие психического дизонтогенеза.

3. Факторы отклоняющегося развития.

Тема 4. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением зрения. (2 ч)

1. Тифлопсихология как наука. Предмет, задачи, методы тифлопсихологии.

2. Классификации лиц с нарушениями зрения.

3. Компенсаторное развитие лиц с нарушениями зрения.

4. Проблемы социализации и интеграции лиц с нарушением зрения.

5. Влияние зрительного нарушения на формирование личности.

 Тема 5. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением слуха. (2 ч)

1. Предмет и задачи сурдопсихологии.

2. Типы, виды сенсорных нарушений.

3.Причины нарушений слуха: врожденные заболевания ушей; приобретенные заболевания ушей; глухие дети; слабослышащие дети; ранооглохшие, позднооглохшие дети.

4. Особенности развития личности людей с нарушением слуха и эмоционально-волевой сферы.

5.Компенсаторные способности глухих детей.

Тема 6. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением речи. (2 ч)

1. Предмет и задачи логопсихологии. Связь логопсихологии с другими науками.

2. Причины первичных речевых нарушений.

3. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

4. Вторичные нарушения речевых расстройств.

5. Особенности развития личности людей с речевыми расстрйоствами и эмоционально-волевой сферы.

 Тема 7. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. (2 ч)

1.Психофизиологическая характеристика движений человека.

2. Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы.

3. Структура нарушений опорно-двигательного аппарата: первичный, вторичный и третичный дефекты.

4. Особенности развития личности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.

5.Организация доступной среды для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 Тема 8. Психолого-педагогические особенности лиц с ментальными нарушениями. (2 ч)

  • Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости.
  • Виды и характеристика основных интеллектуальных нарушений. Олигофрения, деменция, синдром Дауна.

3. Особенности воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей.

4. Особенности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталость.

 Тема 9. Психолого-педагогические особенности лиц с нарушениями эмоциональной сферы (аутизм, расстройства личности). (4 ч)

Занятие 1.

1. Типология нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы.

2. Понятие о синдроме РДА и аутистических чертах личности.

3. Причины аутизма.

Занятие 2

1. Система помощи аутичным детям в России и за рубежом.

2. Особенности взаимодействия с человеком с расстройствами аутистического спектра.

3. Типология патологических характеров. Признаки психопатии по П.Б. Ганнушкину.

4. Особенности взаимодействия врача- стоматолога с пациентом с нарушениями эмоциональной сферы.

 Тема 10. Психолого-педагогические особенности лиц с инвалидностью различных нозологических групп. (4 ч)

Занятие 1 (2 ч)

  • Основные типы приспособления человека с ограниченными возможностями к ситуации инвалидности.
  • Адаптивные и дезадаптивные проявления внутренней картины инвалидности.
  • Психолого-педагогические особенности лиц с болезнями сердечно-сосудистой, мочеполовой системы.
  • Психолого-педагогические особенности лиц с онкологическим заболеванием.

Занятие 2 (2 ч).

  • Психолого-педагогические особенности лиц перенесших ампутацию конечностей.
  • Психолого-педагогические особенности лиц с ВИЧ и СПИДом.
  • Психолого-педагогические особенности лиц с заболеваниями эндокринной и дыхательной системы.

Тема 11. Особенности психологического взаимодействия с пациентами,

 имеющими смешанный дефект. (2 ч)

  • Основные возможные сочетания дефектов развития.
  • Организация психолого-педагогической помощи лицам со сложным и сочетанным дефектов в Российской Федерации и за рубежом.
  • Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов.
  • Особенности взаимодействия врача с пациентом, имеющим сложный или сочетанный дефект.

 Тема 12. Психолого-педагогические особенности семей и законных представителей, лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью. (2 ч)

1.Дефект в развитии ребенка как доминирующая причина травматизации психоэмоциональной сферы его родителей.

2.Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов в семьях воспитывающих детей с инвалидностью.

3.Модели воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

4. Психологические портреты родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

 Тема 13. Особенности профессионального общения врача-стоматолога с семьей и законными представителями человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. (2 ч)

1.Основные направления медицинского консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

2. Особенности медицинского консультирования родителей и других близких ребенка с ограниченными возможностями здоровья (бабушек, нянь, гувернантов).

3. Роль семьи в процессе реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями и инвалидностью.

 Тема 14. Формы и методы поддержания толерантной среды. (4 ч.)

Занятие 1 (2 ч.)

  • Проблема дискриминации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  • Проблемы социальной адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Занятие 2 (« ч.)

Технология социальной адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Скачать: план лекцийплан практических занятий

Курс "ДВ-4 Коммуникативный тренинг" для стоматологического факультета на 2023-2024 уч. гг. (5 курс)

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ ДВ 4 КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕННИНГ

ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧКЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 5 КУРС  НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

п/п №

Наименование тем лекций

Дата

 

Объем в АЧ

1.      

Общение как социально-психологическая проблема.

13.02.24

6 ауд

2

2.      

Общение и его функции.

27.02.24

6 ауд

2

3.      

Этапы, виды и уровни общения

12.03.24

6 ауд

2

4.      

Основные психологические и этические трудности в процессе общения.

26.03.24

6 ауд

2

5.      

Устные формы делового общения.

09.04.24

6 ауд.

2

6.      

Невербальная коммуникация.

23.04.24

6 ауд

2

7.      

Коммуникативная, перцептивная и интерактивная функции общения

07.04.24

6 ауд

2

 

ИТОГО (всего - АЧ)

 

14

План практических занятий ДВ4 «Коммуникативный тренинг» для стоматологического факультета.

Тема 1. Общение как социально-психологическая проблема. (4ч)

1. Представление об общении как многогранном и многокачественном явлении.

2. Соотношение понятий: общение и коммуникация; общение и взаимопонимание; общение и отношения; общение и взаимовлияние; общение и взаимодействие.

Тема 2. Общение и его функции. (2ч)

1.Социально-психологические функции общения: взаимосвязь, взаимопроявление, взаимопознание, согласование, преобразование личности.

2. Роль коммуникативных навыков в профессиональной деятельности врача.

Тема 3. Этапы, виды и уровни общения. (2ч)

1. Прерывность, периоды подъема и спада общения, динамика тем общения - основные единицы анализа на макроуровне.

2. Фазы и этапы общения.

3. Стадии общения как психологической деятельности: выбор партнера; предъявление себя партнеру; проявление встречной заинтересованности; обмен представлениями, мыслями, чувствами, отношениями; установление взаимоотношений.

4. Цикличность процессов общения.

5. Социально-психологическая характеристика деловых и личных взаимоотношений.

Тема 4. Основные психологические и этические трудности в процессе общения. (2ч)

1. Классификация причин затрудненного общения.

2. Межкультурные и культурно-специфические причины затрудненного общения.

3. Возрастные и гендерные причины затрудненного общения.

4. Индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические причины затрудненного общения.

Тема 5. Психологическая коррекция конфликтного общения, этика конфликта. (6ч)

1. Социально-психологическая коррекция конфликтов.

2. Типология конфликтов.

3. Управление конфликтной ситуацией.

 4. Стратегии и алгоритм разрешения конфликтов.

5. Психологическая и этическая коррекция конфликтного общения.

6. Способы предъявления претензий сотрудникам и критики подчиненных.

Тема 6. Письменные коммуникации, как основа делового общения. (4ч)

1.Системный подход к эффективным письменным коммуникациям.

2. Характерные особенности эффективного стиля письма.

3.Проблема культурной специфичности письменных коммуникаций и выражения отношений в письменном виде.

4.Эффективные письменные отказы.

5. Стратегия написания письменных жалоб.

6.Убеждающие письма, психология убеждения.

7.Понятие и цель социального убеждения.

Тема 7. Устные формы делового общения. (4ч)

1. Психологические характеристики беседы как формы диалогического взаимодействия. 2.Структура беседы.

3.Принципы проведения беседы.

4. Калгари–Кэмбриджская модель медицинской консультации

5. Психологические ошибки участников дискуссии.

6.Пространственно-временная организация участников беседы и/или дискуссии; образно-эмоциональная подготовка; “сценарий” беседы, дискуссии.

7.Психологические особенности публичного выступления.

 Тема 8. Невербальная коммуникация. (4ч)

1.Структурная схема невербального поведения: просодика, кинесика, проксемика и их основные характеристики.

2.Основные характеристики невербального, экспрессивного языка: пространственно-временная целостность, вариабельность, подвижность.

3.Кинесико-проксемические компоненты невербальной интеракции.

Тема 9. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная функции общения. (4ч)

1.Условия и способы понимания людьми друг друга.

2.Коммуникативные барьеры и потери информации в разговорном общении. 3.Предотвращение информационных потерь при вербальном общении сотрудников. 4.Развитие индивидуальной техники активного слушания.

Тема 10.Убеждающая коммуникация. (2ч)

1.Формирование у пациента определенных чувств и ценностных ориентаций и установок; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

2.Привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

3.Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор.

Скачать план лекций, план практических занятий по ДВ-4;

Курс Учебная практика "Научно-исследовательская деятельность"  для лечебного факультета на 2023-2024 уч. гг.

Учебная практика проводится непосредственно в образовательной организации, в том числе на кафедре педагогики, психологии и психосоматической медицины ( с 1.09.2023 по 30.1123), кафедре общественного здоровья и здравоохранения (с 1 12.2023 по  16.03.2024г.), кафедре патологической физиологии и иммунологии ( с 18.03.2024 по 08.06.2024 г.)

Для оформления заданий практики необходимо скачать дневник практики 

Курс "Психология и педагогика" для лечебного факультета на 2023-2024 уч. гг.

 ПЛАН ЛЕКЦИЙ "Психология и педагогика"

п/п №

Наименование тем лекций

Дата

ауд.1

Объем в АЧ

1. 

Психология как наука

12.02. (1 поток)
14.02.(2 поток)
13.02. (3 поток)

2

2. 

Познавательные психические процессы личности

 27.02./ 12.03.(1 поток)
29.02./ 14.03.(2 поток)
28.02./ 13.03.(3 поток)

4

3. 

Психические состояния личности

 25.03.(1 поток)
27.03.(2 поток)
26.02.(3 поток)

2

4. 

Психические свойства личности

 08.04. (1 поток)
10.04.(2 поток)
09.04.(3 поток)

2

5. 

Социальная психология групп

 22.04.(1 поток)
24.04.(2 поток)
23.04.(3 поток)

2

6. 

Основы педагогической деятельности врача

 06.05. (1 поток)
08.05.(2 поток)
07.05.(3 поток)

2

 

ИТОГО (всего - АЧ)

 

14

Практические занятия курса "Психология и педагогика" для лечебного факультета:

Тема 1. Теория высших психических функций.

  • Психика как предмет психологии.
  • Понятие высших психических функций в психологии.
  • Теория высших психических функций Л.С. Выготского.
  • Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.

 Тема 2. Ощущение и восприятие.

  • Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений.
  • Классификация ощущений. Свойства и характеристики ощущений.
  • Классификация восприятия. Свойства и законы восприятия.
  • Нарушения ощущений и восприятия. Значение в профессиональной деятельности врача.
  • Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.

 Тема 3. Внимание.

  • Физиологические основы внимания. Функции внимания.
  • Виды внимания. Их роль в профессиональной деятельности врача.
  • Теории внимания.
  • Нарушения внимания. Клиническое значение в профессиональной деятельности.

 Тема 4. Память.

  • Память, как высшая психическая функция. Современные исследования памяти.
  • Классификация памяти. Значение в профессиональной деятельности врача.
  • Мнемотехнические приемы.
  • Нарушения памяти.
  • Методы диагностики памяти.

Тема 5. Мышление и воображение.

  • Понятие мышления. Мыслительные операции.
  • Классификация мышления. Значение в профессиональной деятельности врача.
  • Нарушения мышления.
  • Воображение: понятие, виды.
  • Приемы развития воображения, творческая деятельность.
  • Значение воображения в профессиональной деятельности врача.

 Тема 6. Речь.

  • Речь как высшая психическая функция. Физиологические основы речи. Онтогенез речи.
  • Классификация речи. Функции речи. Значение в профессиональной деятельности врача.
  • Нарушения речи.
  • Методы диагностики и развития речи.

 Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности.

  • Физиологические основы эмоций. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
  • Эмоции и чувства. Функции эмоции.
  • Классификация эмоций. Эмоциональные состояния.
  • Основные психологически теории воли.
  • Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Виды волевых действий. Структура волевого акта.
  • Значение эмоционально-волевой сферы личности в формировании мотивов. Этапы развития эмоций и воли у человека.

 Тема 8. Адаптация и функциональное состояние организма.

  • Понятие адаптации. Уровни и формы адаптации.
  • Функциональные состояния и их характеристика. Личностные механизмы регуляции состояний.
  • Взаимосвязь функциональных состояний и адаптации.
  • Стресс: стадии и классификация.
  • Стресс и эмоциональное выгорание врача: меры профилактики

 Тема 9. Теории личности.

  • Личность в системе понятий психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» с точки зрения психологии. Основные характеристики личности.
  • Структура личности в отечественной психологии.
  • Структура личности по З. Фрейду. Методы психологической защиты.
  • Теория личности К. Роджерса, А. Адлера.
  • Самооценка как центральное образование личности. Основные критерии развития личности.

 Тема 10. Потребности и мотивы.

  • Понятие потребности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей.
  • Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
  • Понятие мотива. Структура, характеристики и функции мотива.
  • Классификация мотивов.

 Тема 11. Темперамент как психическое свойство личности.

  • Гуморальные теории темперамента.
  • Конституциональные теории темперамента.
  • Физиологические основы темперамента.
  • Типы темперамента, их психологическая характеристика (И.П. Павлов). Свойства темперамента.
  • Современные представления о свойствах нервной системы
  • Значение темперамента в профессиональной деятельности врача.

 Тема 12. Характер и способности.

  • Понятие характера. Черты характера, проявление характера.
  • Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).
  • Формирование характера. Социализация: факторы, этапы, институты.
  • Способности: понятие, виды, уровни, факторы развития, значение в жизнедеятельности врача.

 Тема 13. Социальная психология малых групп.

1. Социальные группы: понятие, виды.

2. Классификация малых групп.

3. Лидерство и руководство: общее и отличие.

4. Стили управления. Их применение во взаимоотношениях «врач-пациент».

 Тема 14. Организационные феномены малой группы.

  • Групповая динамика в малых группах. Этапы развития группы.
  • Положительное и отрицательное влияние личности на группу, группы на личности. Конформизм, нонконформизм.
  • Группа как команда. Различия между рабочей группой и командой. Внешние и внутренние факторы работы командной работы.
  • Понятия: организационные изменения, организационное развитие. Тактика обращения с сопротивлением изменениям.

 Тема 15. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача

  • Категории педагогики в профессиональной деятельности врача.
  • Педагогическая деятельность врача: виды и характеристика.
  • Условия и факторы успешности педагогического процесса в профессиональной деятельности врача.
  • Современные требования к личности врача: врач-педагог-психолог или врач-диагност?

 Тема 16. Методы и принципы воспитания в медицинской практике

  • Сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Научные подходы к воспитанию в педагогике.
  • Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты.
  • Принципы воспитания и их применение в деятельности врача.
  • Методы и средства воспитания. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности врача.

 Тема 17. Обучение пациентов основам самосохранительной деятельности.

  • Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья.
  • Основные механизмы воспитательного воздействия на личность. Методы воспитательного воздействия.
  • Публичное выступление как форма воспитательного воздействия на личность.

Скачать: план лекций, план практических занятий.

Курс "Оновы медицинскорй конфликтологии (ДВ-2)" для лечебного факультета на 2023-2024 уч. гг. (2 курс)

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ДВ2 "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ" ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА 2023-2024 г. 

п/п №

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

1.

Введение в конфликтологию

2

2.

Характеристика конфликта в здравоохранении как социального феномена

4

3.

Теории поведения личности в конфликте

2

4.

Конфликты в организации

2

5.

Основы управления и профилактики конфликтов

4

 

ИТОГО (всего - АЧ)

14

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ДВ2 ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ НА 2023-2024г.

 Тема 1. Введение в конфликтологию: предмет и методы науки.

1. История развития конфликтологии

2. Предмет и объект конфликтологии

3. Методы и методология конфликтологии как науки

 Тема 2. Структура и динамика социально-психологического конфликта.

1.Конфликт как социально-психологический феномен

2. Структура конфликта

3. Функции конфликта

4. Динамика конфликта.

 Тема 3. Типология и причины конфликтов в здравоохранении.

1. Причины конфликтов как социального явления

2. Причины конфликтов в здравоохранении

3. Основания для типологии конфликтов

4. Характеристика конфликтов по субъекту взаимодействия

5. Характеристика конфликтов в области здравоохранения

 Тема 4. Стратегии и тактики поведения в конфликте.

1. Стиль поведения личности в конфликте: виды и характеристика

2. Стратегии поведения личности в двухмерной модели Томаса-Киллмена

3. Стратегии поведения личности в модели Шипилова А.И.

4. Тактические приемы поведения в конфликте: характеристика, обоснование применения

5. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте.

 Тема 5. Личность конфликтного пациента: характеристика и способы взаимодействия.

1. Типология пациентов: трудный пациент и его характеристика.

2. Когнитивные искажения как причина конфликтов «врач-пациент»

3. Стратегии и тактики взаимодействия с «трудными пациентами»

4. Техники «психологического айкидо» как способ взаимодействия с «трудными пациентами»

Тема 6. Основы саморегуляции эмоционального состояния в конфликте.

  1. Понятие саморегуляции в профилактике эмоционального выгорания врача.
  2. Формы и методы саморегуляции.
  3. Протоколы регуляции эмоционального состояния пациента.

Тема 7. Причины и механизмы групповых конфликтов.

1. Характеристика группового конфликта.

2. Виды и причины групповых конфликтов.

3. Механизмы возникновения групповых конфликтов

 Тема 8. Сплоченность и навыки командной работы врача.

1. Понятие команды. Отличие команды от группы и коллектива

2. Этапы формирования команды. Виды команд.

3. Факторы, влияющие на эффективность функционирования команды

4. Сплоченность и меры по ее формированию и диагностике.

 Тема 9. Виды и правила конструктивного общения в группе.

1. Виды делового общения. Характеристика примитивного, манипулятивного, делового, дружеского общения.

2. Эффективность общения: цели и методы

3. Обратная связь как форма повышения эффективности общения.

 Тема 10. Аргументация и навыки убеждения врача при столкновении с противоречащими установками пациента (4 ч)

1. Что такое убеждения. Формирование аттитюдов и их роль в регуляции поведения и принятии решений.

2. Аргументы: виды, правила использования.

3. Внушение, требование, приказ как форма убеждения

4. Техники аргументации: характеристика и правила применения.

 Тема 11. Профилактика и предупреждение конфликтов. (4 ч)

1. Внешние и внутренние аспекты управления конфликтами: определение, содержание и динамика.

2. Деятельность по прогнозированию конфликта: направления и анализ.

3. Деятельность по предупреждению и стимулированию конфликта: направления и задачи.

4. Деятельность по урегулированию конфликта: этапы

5. Технологии регулирования конфликтами

6. Деятельность руководителя в процессе управления конфликтами

Тема 12. Разрешение конфликтов. Метод картографии.  

  1. Разрешение конфликта как метод регуляции конфликта
  2. Метод картографии: методология и принципы

Тема 13. Переговоры как способ урегулирования конфликтов. (4 ч)

1. Переговоры как древний способ урегулирования конфликта: история.

2. Известные примеры ведения переговоров

3. Переговоры как метод урегулирования конфликта: структура, формы и требования к организации переговоров

4. Этапы ведения переговоров: характеристика и особенности каждого этапа в зависимости от сферы конфликта.

 Тема 14. Медиация как метод разрешения конфликта.

  • Что такое медиация? Виды медиации
  • Типы медиаторов. Требования к личности медиации
  • Роль и место медиации в здравоохранении. Правовые основы применения медиации в здравоохранении
  • Модели поведения партнеров в переговорном процессе

Скачать план лекций, план практических занятий

Курс  "Коммуникативные навыки врача" для лечебного факультета на 2023-2024 уч. гг. (6 курс)

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧА

 НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

п/п №

Наименование тем лекций

Дата

 

Объем в АЧ

1.     

Общение и его функции.

06.02.24

1 ауд

2

2.     

Вербальные и невербальные средства общения.

13.02.24

1 ауд

2

3.     

Структура, содержание и модели общения врача и пациента.

20.02.24

1 ауд

2

 

ИТОГО (всего - АЧ)

 

6

Практические занятия курса "Коммуникативные навыки врача" для лечебного факультета:

Тема 1. Основные закономерности общения. (4 ч)
1. Понятия «общение» и «коммуникация»: общее и отличия. Роль общения врача с пациентом.
2. Функции общения.
3. Структура общения.
4. Социализация пациента: этапы и функции.
5. Условия построения эффективного взаимодействия между врачом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача.
6. Виды общения врача с пациентом.
Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения. (4 ч)
1. Особенности формирования первого впечатления врача у пациента.
2. Общение врача с пациентом в поликлинике и в стационаре: общее и отличия.
3. Терапевтическое общение.
4. Факторы, влияющие на общение врача с пациентом.
Тема 3. Структура, содержание и модели общения врача и пациента. (2 ч)
1. Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации. Этапы и
структура медицинского интервью.
2. Основные принципы медицинского интервью.
3. Искусство задавать вопросы пациенту. Преимущества и недостатки разных
типов вопросов.
Тема 4. Сбор жалоб и анамнеза: основные задачи и навыки общения(6 ч)
1. Коммуникативные задачи на этапе сбора жалоб и анамнеза.
2. Коммуникативные навыки врача на этапе сбора жалоб и анамнеза, список, отражение их в чек-листе.
3. Трудности и проблемы передачи, запоминания и хранения информации.
4. Воронка вопросов как метод сбора информации.
5. Навыки структурирования на этапе сбора жалоб и анамнеза.

Тема 5. Информирование пациента: основные задачи и навыки общения. Совместное принятие решений. (6 ч)

1. Психологические особенности взаимодействия врача с пациентом разного возраста (юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старческий возраст).

2. Правила профессионального общения с пациентом. Приемы активного слушания.

3. Применение методов убеждения и внушения с пациентами разного возраста.

4. Роль эмоций в общении с пациентами разного возраста.

Тема 6. Навыки поддержки: управление эмоциональным состоянием пациента, сообщение плохих новостей.

1.Физиологические основы эмоций и функциональное состояние организма.

2. Невербальные и физиологические сигналы проявления эмоций; методы управления эмоциями пациента: психологическое айкидо, сенсибилизация, суггестия, модель «расскажи-покажи-сделай», способы саморегуляции.

3. Протокол NURSE как навык эмпатии в клинической практике врача.

4. Сообщение плохих новостей. Протокол SPIKES и другие

Скачать: план лекций, план практических занятий.

Курс  "Психология и педагогика" для педиатрического факультета на 2023-2024 уч. гг. (2 курс)

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА  НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.  

п/п №
Наименование тем лекций
Объем в АЧ
1.     
Психология как наука
2
2.     
Психические процессы личности
4
3.     
Психические состояния личности
2
4.     
Психические свойства личности
2
5.     
Психология развития
2
6.     
Социальная психология
4
7.     
Основы педагогической деятельности врача
2
 
ИТОГО (всего - АЧ)
18

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

 Тема 1. Теория высших психических функций.

  1. Психика как предмет психологии.
  2. Понятие высших психических функций в психологии.
  3. Теория высших психических функций Л.С. Выготского.
  4. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.

 Тема 2. Ощущение и восприятие.

  1. Физиологические основы ощущений. Пороги ощущений.
  2. Классификация ощущений. Свойства и характеристики ощущений.
  3. Классификация восприятия. Свойства и законы восприятия.
  4. Нарушения ощущений и восприятия. Значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
  5. Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.

Тема 3. Внимание.

  1. Физиологические основы внимания. Функции внимания.
  2. Виды внимания. Их роль в профессиональной деятельности врача-педиатра.
  3. Теории внимания.
  4. Нарушения внимания. Клиническое значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.

 Тема 4. Память.

  1. Память, как высшая психическая функция. Современные исследования памяти.
  2. Классификация памяти. Значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
  3. Мнемотехнические приемы.
  4. Нарушения памяти.
  5. Методы диагностики памяти.

Тема 5. Мышление и воображение.

  1. Понятие мышления. Мыслительные операции.
  2. Классификация мышления. Значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
  3. Нарушения мышления.
  4. Воображение: понятие, виды.
  5. Приемы развития воображения, творческая деятельность.
  6. Значение воображения в профессиональной деятельности врача-педиатра.

Тема 6. Речь.

  1. Речь как высшая психическая функция. Физиологические основы речи. Онтогенез речи.
  2. Классификация речи. Функции речи. Значение в профессиональной деятельности врача-педиатра.
  3. Нарушения речи.
  4. Методы диагностики и развития речи.

 Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности.

  1. Физиологические основы эмоций. Информационная теория эмоций П.В. Симонова.
  2. Эмоции и чувства. Функции эмоций.
  3. Классификация эмоций. Эмоциональные состояния.
  4. Основные психологически теории воли.
  5. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Виды волевых действий. Структура волевого акта.
  6. Значение эмоционально-волевой сферы личности в формировании мотивов. Этапы развития эмоций и воли у человека.

 Тема 8. Адаптация и функциональное состояние организма.

  1. Понятие адаптации. Уровни и формы адаптации.
  2. Функциональные состояния и их характеристика. Личностные механизмы регуляции состояний.
  3. Взаимосвязь функциональных состояний и адаптации.
  4. Стресс: стадии и классификация.
  5. Стресс и эмоциональное выгорание врача: меры профилактики

 Тема 9. Теории личности.

  1. Личность в системе понятий психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность» с точки зрения психологии. Основные характеристики личности.
  2. Структура личности в отечественной психологии.
  3. Структура личности по З. Фрейду. Методы психологической защиты.
  4. Теория личности К. Роджерса, А. Адлера.
  5. Самооценка как центральное образование личности. Основные критерии развития личности.

 Тема 10. Потребности и мотивы.

  1. Понятие потребности. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация и виды потребностей.
  2. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
  3. Понятие мотива. Структура, характеристики и функции мотива.
  4. Классификация мотивов.

 Тема 11. Темперамент как психическое свойство личности.

  1. Гуморальные теории темперамента.
  2. Конституциональные теории темперамента.
  3. Физиологические основы темперамента.
  4. Типы темперамента, их психологическая характеристика (И.П. Павлов). Свойства темперамента.
  5. Современные представления о свойствах нервной системы
  6. Значение темперамента в профессиональной деятельности врача-педиатра

 Тема 12. Характер и способности.

  1. Понятие характера. Черты характера, проявление характера.
  2. Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).
  3. Формирование характера. Социализация: факторы, этапы, институты.
  4. Способности: понятие, виды, уровни, факторы развития, значение в жизнедеятельности врача.

Тема 13. Возрастная психология.

  1. Предмет психологии развития. Понятие «развитие», «формирование», «созревания».
  2. Периодизация развития в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
  3. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

4. Возрастные кризисы психического развития: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3-х лет.

Тема 14. Возрастная психология.

  1. Возрастные кризисы психического развития: кризис 7-ми лет, адаптация к школе
  2. Кризис подросткового возраста.
  3. Возрастные кризисы психического развития: кризис 20-ти лет, кризисы периодов ранней, средней и поздней зрелости.

Тема 15. Социальная психология малых групп.

1. Социальные группы: понятие, виды.

2. Классификация малых групп.

3. Лидерство и руководство: общее и отличие.

4. Стили управления. Их применение во взаимоотношениях «врач-пациент».

 Тема 16. Организационные феномены малой группы.

  • Групповая динамика в малых группах. Этапы развития группы.
  • Положительное и отрицательное влияние личности на группу, группы на личности. Конформизм, нонконформизм.
  • Группа как команда. Различия между рабочей группой и командой. Внешние и внутренние факторы работы командной работы.
  • Понятия: организационные изменения, организационное развитие. Тактика обращения с сопротивлением изменениям.

 Тема 17. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача-стоматолога.

  • Категории педагогики в профессиональной деятельности врача-педиатра.
  • Педагогическая деятельность врача: виды и характеристика.
  • Условия и факторы успешности педагогического процесса в профессиональной деятельности врача-педиатра.
  • Современные требования к личности врача: врач-педагог-психолог или врач-диагност?

Тема 18. Обучение пациентов основам самосохранительной деятельности.

  • Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья.
  • Основные механизмы воспитательного воздействия на личность. Методы воспитательного воздействия.
  • Публичное выступление как форма воспитательного воздействия на личность.

Скачать план лекций, план практических занятий

Курс  "Основы возрастной психологии в педиатрии" (ДВ-3 для педиатрического факультета на 2023-2024 уч. гг. (3 курс)

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ДВ3 ПО КУРСУ  ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ НА 2023-2024 г. 

п/п №

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

1.

Введение в возрастную психологию

2

2.

Психическое развитие личности в младенчестве и раннем возрасте

2

3.

Психическое развитие личности в дошкольном возрасте

2

4.

Психическое развитие личности в младшем школьном возрасте

2

5.

Психическое развитие личности в подростковом и юношеском возрасте

2

6.

Роль семьи в формировании психики ребенка

2

7.

Психология коммуникации с законным представителем

2

 

ИТОГО (всего - АЧ)

14

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДВ3 "ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ"НА 2023 - 2024г.

 Тема 1. Возрастная психология: предмет, задачи, методы (2ч)

  1. Возрастная психология: определение, предмет, задачи.
  2. Разделы возрастной психологии, связь с другими науками. Значение возрастной психологии в профессиональной деятельности врача-педиатра.
  3. Методы возрастной психологии.

 Тема 2. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе (2ч)

  1. Биопсихосоциальная модель здоровья.
  2. Гетерохронность и противоречия индивидуального развития человека.
  3. Концепция Ж. Пиаже. Стадии развития интеллекта.

Тема 3. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе (2ч)

  1. Теории социального научения к анализу поведения человека.
  2. Теория трех ступеней психического развития К.Бюлера.
  3. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

Тема 4. Перинатальная психология. Психическое развитие ребенка первого года жизни (2ч)

  1. Пренатальное развитие ребенка.
  2. Психологическая характеристика перинатального периода.
  3. Кризис 1 года.
  4. Дизонтогенез развития в младенчестве: биологические и социальные факторы дизонтогенеза, признаки дизонтогенеза в пренатальном и младенческом возрасте, дизонтогенез психического развития в младенческом возрасте, способы профилактики дизонтогенеза.

Тема 5.  Психическое развитие в раннем возрасте (2 ч)

  1. Основные психические достижения раннего возраста.
  2. Значение проявлений кризиса 3 лет при взаимодействии с врачом-педиатром.

Тема 6.  Психическое развитие в раннем возрасте (2 ч)

  1. Признаки дизонтогенеза в раннем возрасте.
  2. Дизонтогенез речевого развития ребенка в раннем возрасте.
  3. Способы профилактики дизонтогенеза.
  4. Варианты развития дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

 Тема 7. Психическое развитие в дошкольном возрасте (2 ч)

  1. Когнитивное и эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
  2. Физиологические и психологические показатели готовности ребенка к школе.

Тема 8. Психическое развитие в дошкольном возрасте (2 ч)

  1. Игра в дошкольном возрасте как основной способ взаимодействия врача-педиатра с пациентом.
  2. Дизонтогенез развития в дошкольном возрасте.

Тема 9.  Психическое развитие в младшем школьном возрасте (2ч)

  1. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.
  2. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте.
  3. Школьная дезадаптация.

Тема 10.  Психическое развитие в младшем школьном возрасте (2ч)

  • Эмоционально-волевая сфера младшего школьника.
  • Группы риска в младшем школьном возрасте.

Тема 11.  Психическое развитие в подростковом возрасте (2ч)

  1. Психические новообразования и кризис в подростковом возрасте.
  2. Физическое и психическое развитие подростка.

Тема 12.  Психическое развитие в подростковом возрасте (2ч)

  1. Особенности взаимодействия врача-педиатра с пациентом подросткового возраста.
  2. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Концепция А.Е.Личко.

Тема 13. Психическое развитие в юношеском возрасте  (2ч)

  1. Анатомо-физиологические предпосылки перехода к юношескому возрасту. Проблема акселерации.
  2. Профессиональная направленность как центральное новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии.
  3. Особенности взаимодействия врача-педиатра с пациентов юношеского возраста.

 Тема 14. Роль семьи в формировании психики ребенка  (2ч)

  1. Семья: виды, стадии развития.
  2. Функции семьи.

Тема 15. Роль семьи в формировании психики ребенка  (2ч)

  1. Стили родительского воспитания как факторы развития психики ребенка на разных этапах онтогенеза.
  2. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями.

Тема 16. Психология коммуникации с законным представителем пациента  (2ч)

  1. Особенности психологии периода взрослости. Кризис среднего возраста.
  2. Возрастные новообразования периода взрослости. Их учет врачом-педиатром в процессе коммуникации с законным представителем пациента.

Тема 17. Психология коммуникации с законным представителем пациента (2ч)

  1. Психологические изменения в личности и деятельности человека пожилого возраста. Их учет врачом-педиатром в процессе коммуникации с родственниками пациента.
  2. Эмпатия врача — ключ в формировании доверия в триаде врач-пациент-родитель.

Скачать план лекций, план практических занятий

Курс  "Коммуникативные навыки врача-педиатра" для педиатрического факультета на 2023-2024 уч. гг. (6 курс)

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА

 НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

 № п/п   Наименование тем лекций   Дата  Объем в АЧ
 1  Общение и его функции.    07.02.24
7 ауд 
 2
 2  Вербальные и невербальные средства общения   14.02.24
7 ауд
2
 3  Структура, содержание и модели общения врача-педиатра и пациента

 21.02.24

7 ауд

   ИТОГО   (всего - АЧ)   6

Практические занятия курса "Коммуникативные навыки врача" для педиатрического  факультета:

Тема 1. Основные закономерности общения.

  1. Понятия «общение» и «коммуникация»: общее и отличия. Роль общения врача с пациентом, с законным представителем пациента.
  2. Функции общения.
  3. Структура общения.
  4. Социализация пациента: этапы и функции.
  5. Условия построения эффективного взаимодействия между врачом и пациентом. Коммуникативная компетентность врача, врачом и законным представителем пациента.
  6. Виды общения врача с пациентом / законным представителем пациента.

Тема 2. Вербальные и невербальные средства общения

  1. Классификация невербальных средств общения: такесика, просодика, кинесика, проксемика. Сигналы глазного доступа. Визуальный контакт как необходимый компонент общения врача с пациентом.
  2. Зоны общения врача и пациента.
  3. Фазы партнерского общения. Вербальные сигналы, располагающие к контакту врача с пациентом, его родственниками. 

Тема 3. Структура, содержание и модели общения врача и пациента. 

  1. Особенности формирования первого впечатления врача у пациента.
  2. Общение врача с пациентом в поликлинике и в стационаре: общее и отличия.
  3. Терапевтическое общение.
  4. Факторы, влияющие на общение врача с пациентом. 

Тема 4. Сбор жалоб и анамнеза: основные задачи и навыки общения. 

  1. Психологические особенности взаимодействия врача с пациентом разного возраста (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст).
  2. Правила профессионального общения с законным представителем пациента. Приемы активного слушания.
  3. Применение методов убеждения и внушения с пациентами дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста, с законными представителями пациентов.
  4. Роль эмоций в общении с пациентами разного возраста. 

Тема 5. Информирование пациента: основные задачи и навыки общения. Убеждающая аргументация.

  1. Психологические особенности взаимодействия врача с пациентом разного возраста (юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старческий возраст).
  2. Правила профессионального общения с пациентом. Приемы активного слушания.
  3. Применение методов убеждения и внушения с пациентами разного возраста.
  4. Роль эмоций в общении с пациентами разного возраста. 

Тема 6. Навыки поддержки: управление эмоциональным состоянием пациента, сообщение плохих новостей.

  1. Физиологические основы эмоций и функциональное состояние организма.
  2. Невербальные и физиологические сигналы проявления эмоций; методы управления эмоциями пациента: психологическое айкидо, сенсибилизация, суггестия, модель «расскажи-покажи-сделай», способы саморегуляции.
  3. Протокол NURSE как навык эмпатии в клинической практике врача.
  4. Сообщение плохих новостей. Протокол SPIKES и другие

Скачать: план лекций, план практических занятий.

 

Материалы для подготовки к экзаменам и зачетам

Общие требования к самостоятельной работе обучающихся скачать

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по "Психология и педагогика" (все факультеты) скачать

ФОС "Психология и педагогика" лечебный факультет скачать

ФОС "Психология и педагогика" педиатрический факультет" скачать

ФОС "Психология и педагогика" стоматологический факультет" скачать

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по "Коммуникативные навыки врача" (для лечебного и педиатрического факультетов) скачать

ФОС "Коммуникативные навыки врача" для лечебного факультета скачать

ФОС "Коммуникативные навыки врача-педиатра" скачать 

ФОС "Коммуникативная компетентность" для стоматологического факультета скачать

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по "Основам медицинской конфликтологии" (лечебный факультет) скачать

ФОС "Основы медицинской конфликтологии" скачать

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по "Командная работа и лидерство" (стоматологический факультет) скачать

ФОС "Командная рабьота и лидерство" скачать

 Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по "Инклюзивная компетентность" (стоматологический факультет) скачать

ФОС "Инклюзивная компетентность" скачать

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по "Основы возрастной психологии в педиатрии" (педиатрический факультет скачать

ФОС "Основы возрастной психологии в педиатрии" скачать

Материалы для самостоятельной работы:

Образец для подготовки психологического заключения по уровню развития психических процессов скачать

Образец для подготовки психологического заключения по психическим свойствам личности скачать

График консультаций на весений семестр 2023-2024 гг.

Преподаватель

Дни недели

Время консультации

Помыткина Татьяна Юрьевна

понедельник

17:00 - 18:00

Галиахметова Н.П. вторник 16.00-17.00
Жученко Ольга Александровна понедельник

17:00 – 18:00

Благоразумова Мария Геннадьевна

пятница

16:15 - 17:00

Сентякова Оксана Анатольевна вторник 16.15-17.00

Комкова Ольга Геннадьевна

суббота 

11.00 -12:00

Возмищева Олеся Алексеевна среда 17.00-18.00
Матросова Евгения Владимировна среда 16.15-17.00

  

RESOURCES FOR ENGLISH MEDIUM STUDENTS

06 DEPARTMENT OF PEDAGOGICS, PSYCHOLOGY AND PSYCHOSOMATIC MEDICINE

Plan of lectures on psychology and pedagogy courses for international students for the academic term 2023-2024

number

Titles of lectures

Date

Number of hours

1.      

Psychology as a science.

07/02

8 aud

2

2.      

Cognitive mental processes of a person.

 

14/02

 21/02

8 aud

2

2

3.      

Mental states of a person.

28/02

8 aud

2

4.      

Mental properties of a person.

06/03

8 aud

2

5.      

The social psychology of groups.

13/03

8 aud

2

6.      

Fundamentals of pedagogical activity of a physician.

20/03

8 aud

2

 

Total

 

14

 

The schedule for practical classes on psychology and pedagogy courses of the medical faculty for the academic term 2023-2024.

 

                              Topic 1. Theory of higher mental functions

  • Psyche as a subject of psychology
  • The concept of the higher mental functions in psychology
  • The theory of the higher mental functions of L.S. Vygotsky
  • The theory of systemic dynamic localization of higher mental functions of A.R. Luria

                          Topic 2. Sensation and perception

  • The physiological basis of sensation. The thresholds of sensation.
  • Classification of sensation. Properties and specifications of sensation.
  • Classification of perception. Properties and laws of perception.
  • Disorders of perception and sensation. The meaning in professional activities of physician.
  • The methods of diagnosis and development of sensation and perception.

                            Topic 3. Attention (focus)

  • Physiological foundations of attention. Functions of attention.
  • Types of attention. Their role in professional activities of physician.
  • The theory of attention.
  • Attention disorders. Clinical meaning in professional activities.

                              Topic 4. Memory

  • Memory as a higher mental function. Modern memory research.
  • Classification of thinking. The meaning in professional activities of physician.
  • Mnemotechnic methods.
  • Memory disorder
  • The diagnosis methods of memory.

                                   Topic 5. Thinking and imagination

  • The concept of thinking. Thinking operations.
  • Classification of thinking. The meaning in professional activities of physician
  • Thinking disorder.
  • Imagination: meaning and species.
  • Methods of developing imagination, creative activity.
  • The meaning of imagination in professional activity of physician.

                               Topic 6. Speech

  • Speech as a higher metal function. Physical foundations of speech. The ontogeny speech.
  • Classification of speech. Functions of speech. The meaning in professional activities of physician.
  • Speech disorder.
  • The diagnosis and developing methods of speech.

                       

 

Topic 7. The emotional-volitional sphere of personality.

  • The physiological foundation of emotion. The informational theory of emotions of P,V.Simonov.
  • Emotions and feelings. The functions of emotions.
  • Classification of emotions. The emotional states.
  • The major psychological theory of volition (will).
  • Will as a process of conscious regulation of behavior. Types of volitional actions. The structure of volitional act.
  • The meaning of emotional-volitional sphere of personality in the formation of motives. Development stages of person emotions and volition(will).

                     Topic 8. Adaptation and functional state of organism.

  • The meaning of organism. The levels and forms of organism.
  • The functional states and the characteristic. Personal mechanisms of state`s regulation
  • Interaction of functional states and adaptation.
  • Stress: phase and classification.
  • Stress and emotional burnout of physician: preventive measures.

                                  Topic 9. The theory of personality

  • Personality in the system of psychology` concept.
  • Relationship of concepts «individual», «personality», «subject», «individuality» in terms of psychology. The main characteristics of personality.
  • Structure of personality in national psychology.
  • Structure of personality according to Z.Freud. Methods of psychological defense.
  • The theory of personality of K,Rodgers, A.Adler.
  • Self-esteem as the central formation of personality. Basic criteria for personal development.

                 Topic 10. Needs and motives

  • The concept of needs. The stages of forming and functions of needs. Classifications and types of needs.
  • The meaning of personality orientation and motivation of activity. The basic forms of orientation: desire, attraction, pursuit, interests, values, convictions.
  • The concept of motive. Structure, characteristics and functions of motive.
  • The classification of motives.

Topic 11. Temperament as mental properties of personality.

  • The humoral theory of temperament.
  • The constitutional theory of temperament.
  • The physiological foundations of temperament.
  • The types of temperament and its psychological characteristic (I,P,Pavlov). The properties of temperament.
  • Modern concepts about the properties of nervous system.
  • The meaning of temperament in professional activity of physician.

                      Topic 12. Character and abilities.

  • The concept of character. The character traits, the manifestation of character.
  • The accentuation of character (L.Leonhard, A.E.Licko).
  • The formation of character. The socialization: factors, stages. Institutions.
  • The abilities: concepts, types, levels, development factors, meaning in life activities of physician.

                          Topic 13. The social psychology of small groups.

  • Social groups: concepts and types.
  • Classification of small groups.
  • Leadership and management: general and difference.
  • The management styles. The application in relationship «physician – patient».

                          Topic 14. The organizational phenomena of small group.

  • The group dynamic in small groups. The stages of group` development.
  • Positive and negative individual influence on group, groups on personalities. Conformism, non-conformism.
  • Group as command. The difference between working group and command. External and internal factors of command work.
  • The concepts: organizational changes, organizational development. The tactics for dealing with resistance to change.

                     Topic 15. Pedagogical aspects of physician’s professional activities. 

  • The categories of pedagogy in professional activities of physician.
  • The pedagogical activity of physician: types and characteristic.
  • Conditions and factors of pedagogical process success in physician professional activity.
  • The modern requirements to the personality of the physician: physician – pedagogue – psychologist or physician – diagnostician.

                  Topic 16. The methods and principals of education in medical practice.

  • The essence of educational process. The aims of education. The scientific approaches to education in pedagogy.
  • The types of education. Medical education and the components.
  • The principals of education and the application in physician`s activity.
  • The methods and the means of education. The self-education is the main foundation of physician`s competence.

               Topic 17. The foundation (basic) of self-preserving activity. Education of patients.

  • The subject and content. The education of the foundations (basics) of self-preservation of health.
  • The basic mechanism of educational impacts on a person. The methods of educational impacts.
  • Public appearance as a form educational impacts on person.

Download the lecture plan, practical lesson plans

Расширения для Joomla