Историческая справка

06 КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

кафедра 2022кафедра 2022

Кафедра педагогики, психологии и психосоматической медицины была образована в 2013 году с целью выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Основной задачей кафедры является обучение студентов специалитета, ординатуры и аспирантуры Академии по дисциплинам:

  • Психология и педагогика;
  • Коммуникативные навыки врача-лечебника, Коммуникативные навыки врача-педиатра, Коммуникативный тренинг, Коммуникативная компетентность врача;
  • Командная работа и лидерство, Инклюзивная компетентность;
  • Основы медицинской конфликтологии;
  • Основы возрастной психологии;
  • Научно-исследовательская работа (учебная практика);
  • Методология и практика научного исследования; Психологические особенности личности обучающегося; Риторика; Технология профессионального роста; Гранты в научных исследованиях; Методика и технология преподавания в вузе; Педагогическая практика;
  • Педагогика;
  • Педагогика и психология высшей школы (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава академии).

Одним из организаторов этой первой в истории Академии кафедры стал доктор медицинских наук, профессор, Игорь Васильевич Реверчук. Он лично занимался подбором сотрудников кафедры и формированием коллектива единомышленников, вместе с которыми за короткое время на кафедре сложилась плодотворная деятельность:

  • Впервые проведено лицензирование и аккредитация Академии по разделу «психологические науки» и аспирантуре по медицинской психологии;
  • Созданы учебно-методические комплексы по 15 дискурсам для обучающихся лечебного, педиатрического, стоматологического, высшего сестринского образования факультетов и преподавателей-исследователей (аспирантов);
  • Организованы тренинги-семинары «Развитие памяти и скорочтения» и «Коммуникативный тренинг» для адаптации обучающихся I курса к требованиям высшей школы;
  • Организовано обязательное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава академии по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы».

Игорь Васильевич Реверчук впервые организовал академическую клинику, как клиническую базу для прикладных кафедр, разработал и пролицензировал модель стационарзамещающей лечебно-диагностической медико-психологической реабилитационной помощи при социально значимых заболеваниях в Удмуртской Республике.

С 2019 года кафедру возглавила Татьяна Юрьевна Помыткина, кандидат психологических наук, доцент. Вместе с коллегами она продолжила развитие кафедры по учебно-методической, научной и организационной деятельности:

  • Увеличено количество преподаваемых дисциплин, расширен преподавательский состав кафедры и впервые организовано обучение иностранных студентов на английском языке;
  • Началось плодотворное учебно-методическое и научное сотрудничество с Самаркандским государственным медицинским университетом. На регулярной основе коллеги обмениваются опытом и научными наработками в области медицинского образования;
  • С 2020 г. кафедрой проводится ежегодная международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современного медицинского образования»;
  • Сотрудники кафедры с 2018 года активно принимают участие в аккредитации специалистов здравоохранения по навыкам профессионального общения в качестве организаторов станции и стандартизированного пациента;

Все члены профессорско-преподавательского состава кафедры активно занимаются научной деятельностью: регулярно участвуют в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, организуют и проводят научно-методические конференции по актуальным вопросам педагогики, психологии и психосоматической медицины, публикуют результаты своей работы в ведущих научных изданиях.

Преподавателем кафедры, Тютрюмовой Еленой Александровной, реализуется грант от Фонда содействия инновациям по программе «Умник» - разработка программно-аппаратного комплекса «Логоковрик» с биологической связью для коррекции речевых дисфункций, вызванных нарушениями сенсомоторного развития у детей дошкольного возраста.

Защищены кандидатские диссертации по психологии: в 2021 году преподавателем кафедры, Бочковой Юлией Юрьевной, по специальности Медицинская психология, на тему «Роль агрессивности в межличностных отношениях больных шизофренией», а в 2022 году - Леоновой Екатериной Николаевной, по специальности Социальная психология, на тему «Альтруистическая установка как предиктор ориентаций в трудных ситуациях оказания помощи». Результаты диссертационных исследований внедрены в учебный процесс Академии и включены в лекционные и практические занятия преподаваемых дисциплин на кафедре.

За эти годы сотрудниками кафедры были получены патенты:

  • Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России - анкета "Оценка психологического благополучия лиц с соматическими заболеваниями", автор: Тютрюмова Е.А., №01.17 от 22.02.2017 г.
  • Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России - диагностическая карта "Оценка повторных отравлений по анализу медицинской документации", авторы: Оксузян А.В., Главатских М.М., Вострокнутова Т.Ф., Галиева А.А., Митрякова К.И., №07.19 от 03.06.2019 г.
  • Патент на изобретение №269976 "Способ определения глубины некроза миокарда у больных острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST", заявка №2018125825, приоритет изобретения: 12.07.2018 г., дата гос. регистрации: 04.09.2019 г., срок действия исключительного права истекает 12.07.2038 г.
  • Свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России - анкета "Определение стоматологической грамотности родителей", авторы: Мосеева М.В., Помыткина Т.Ю., Шакирова Р.Р., Тропина А.А., Абанина И.Н., Шастина Н.В., № 02.20 от 12.05.2020 г.