Историческая справка

40 КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ НЕОНАТОЛОГИИ ФПК И ПП

 

 

 

 

 

КафедраКафедра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижения и перспективы развития кафедры детских болезней с курсом неонатологии ФПК и ПП»

Перспективы развития здравоохранения в значительной мере зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров. Охрана и укрепление здоровья детей Удмуртии во многом зависят от профессионального уровня подготовки врачей-педиатров.

Важным событием для здравоохранения Удмуртской республики явилось открытие факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей при медицинской академии в 1991 году. Это позволило врачам Удмуртии проходить, как первичную специализацию, так и переподготовку в стенах родной академии.

Руководила кафедрой с момента основания и до 2016 года профессор, к.м.н. Колесникова М.Б.

Маргарите Борисовне принадлежит колоссальная заслуга в становлении и развитии кафедры и педиатрической службы в Удмуртии.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка врачей для лечебно-профилактических учреждений Удмуртии и других регионов РФ – наиважнейшая задача, которую сотрудники кафедры успешно решали с начала ее организации.

В 2021 году факультету и кафедре исполнилось 30 лет.

Стремительное развитие медицинской науки и техники, оптимизация и реформирование здравоохранения требуют постоянного совершенствования качества подготовки врачей-педиатров и новых эффективных форм подготовки специалистов. Формы и методы подготовки врачей должны соответствовать новому времени и находить отражение в государственных образовательных стандартах и программах.

В условиях современного развития медицины и интенсивного лавинообразного нарастания и обновления информации, существует значительная разница во времени между проявлением новых идей, открытий, научно-технических достижений и из воплощением в массовую практику образования. Поддерживающий тип образования устарел. Слушатели из пассивных должны превратиться в активных участников образовательного процесса, тогда как преподаватели должны стать из «путеводителями».

Учебный процесс на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки на кафедре детских болезней с курсом неонатологии ФПК и ПП организован в соответствии с современными требованиями.

На сегодняшний день, программы подготовки кадров для здравоохранения модернизированы, стали качественно новыми, практико-ориентированными.

Среда дистанционного обучения – это информационная система управления учебной деятельностью, позволяющей создавать, хранить и распространять электронные учебные материалы обеспечивать опосредованное (на расстоянии) или частично опосредованное взаимодействие всех участников образовательного процесса, централизованно управлять обучением и автоматизировать его.

Целью дистанционного обучения явилось введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание современного образовательного пространства.

Кафедра одна из первых ИГМА стала активно использовать в образовательном процессе системы дистанционного обучения (ДСО). Непрерывное профессиональное развитие может успешно осуществляться на рабочем месте каждого врача, что очень важно в ситуации постоянного кадрового дефицита и нежелания руководителей учреждений здравоохранения «отпускать» врачей на курсы.

Использование дистанционного обучения – это также возможность гибкого, индивидуализированного обучения. Сотрудники кафедры перевели и продолжают переводить все реализуемые учебные плановые программы в дистанционный формат.

Современное образование строится на основе практикоориентированного подхода. Симуляционное обучение прочно вошло в систему медицинского образования, став обязательным элементом подготовки кадров здравоохранения.

Симуляционное обучение в медицине – это набор технологий практической подготовки и оценки медицинского персонала. Симуляционные технологии, представляя собой, совокупность педагогических подходов к моделированию клинических ситуаций с использованием симуляционного оборудования, позволяют комплексно подойти к образовательному процессу (освоение, практических наыков, выработку автоматически повторяемых действий, оперативного применения адекватных решений, основанных на моделировании клинических ситуаций).

Особое место в подготовке педиатров на кафедре занимает работа в центре практических умений (ЦПУ). В 2009 году в Ижевской государственной медицинской академии создан  многопрофильных симуляционно-аккредитационный центр, оснащенный высокореалистичным симуляционным оборудованием, позволяющим обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью. В настоящий момент накоплен опыт, свидетельствующий об эффективности симуляционного обучения в подготовке специалистов.

Симуляционное обучение, как часть образовательного процесса, направлено на усовершенствование и формирование навыков, умений, в соответствии с трудовыми функциями, изложенными в Профессиональном стандарте «Врач-педиатр участковый».

В период подготовки врачей-педиатров, согласно рабочей программе, кроме лекций, семинаров, проводится отработка практических навыков в симуляционных условиях: отрабатываются компетенции по неотложной педиатрии, а также привлекаются стандартизированные пациенты, как в центре симуляционного обучения, так и на рабочих местах.

Кафедра активно проводит занятия в ЦПУ как с врачами, так с ординаторами. В программу подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре включен «Обучающий симуляционный курс», который позволяет осуществлять поэтапную подготовку специалистов к выходу в клиническую практику.

В программы повышения квалификации также входят различные варианты симуляционных занятий: мануальные, командные, коммуникативные тренинги. Тренинг по клиническому сценарию».