Т.С. Баранова, В.П.Пушкарев, Г.И.Тихомирова, Э.В.Халимов ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ГОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России «Кафедра общей хирургии»

Т.С. Баранова, В.П.Пушкарев, Г.И.Тихомирова, Э.В.Халимов

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

ГОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России «Кафедра общей хирургии»

В подготовке будущих специалистов практическая направленность обучения студентов занимает ведущее место. Особое значение в процессе обучения студентов на кафедре общей хирургии имеет усвоение ими практических навыков. Преподаватели стремятся обеспечить наилучшую возможность овладения студентами практических навыков, необходимых как для прохождения летней производственной практики, так и для осуществления врачебной деятельности.

Именно при прохождении производственной практики студенты закрепляют полученные на занятиях навыки практической работы. Поэтому дальнейшее совершенствование летней производственной практики следует рассматривать как один из путей оптимизации педагогического процесса. Производственная практика проводится после окончания летней экзаменационной сессии в июле-августе в стационарах города Ижевска и Удмуртской Республики.

Основная цель производственной практики студентов 3 курса лечебного факультета заключается в освоении лечебно-диагностических манипуляций, проводимых средним медицинским персоналом, и профессионального поведения в отделениях стационара. Но студенту 3 курса недостаточно формального приобретения технических навыков работы медсестры, он должен освоить практику с позиций будущего врача.

Подготовка к практике начинается уже с лекций и занятий по уходу за хирургическими больными на 2 курсе. Первоначально все практические навыки (инъекции, клизмы, реанимационные мероприятия и т.д.) студентами 2 курса отрабатываются на муляжах в центре практического обучения ГОУ ВПО «ИГМА». Под руководством преподавателя в вечернее время студенты занимаются уходом за больными в хирургических отделениях. Подготовительный период продолжается и весь год на 3 курсе во время практических занятий, на дежурствах в клинике, у постели больных.

Перед выездом на практику со студентами проводятся 2-3 собрания по производственной практике, где ответственные за практику преподаватели объясняют требования, функциональные обязанности, режим работы, ведение документации по практике, назначают бригадиров из числа студентов на каждую лечебную базу. Непосредственно перед практикой каждый бригадир, ответственный за практику на базе сотрудник больницы (главная медицинская сестра, заведующий отделением, главный врач) и преподаватель кафедры (ответственный за летнюю производственную практику) получают методические пособия по летней производственной практике (для студентов, преподавателей и ответственных за практику сотрудников больницы), изданные кафедрой общей хирургии.

Ответственные за производственную практику преподаватели кафедры (доценты, ассистенты) выезжают на базы перед началом практики для проверки готовности баз, а в первую неделю практики – для проверки выхода и распределения студентов по отделениям. Затем еженедельно осуществляется проверка студентов в каждом отделении с целью оценки их работы, освоения ими навыков работы, координации работы. Непосредственно на рабочих местах практикой студентов руководит старшая медсестра отделения, проводит с ними вводный инструктаж. Ответственный преподаватель работает в тесном контакте с руководителем практики в отделениях.

Оптимизация обучения студентов в подготовительном периоде и во время прохождения летней производственной практики позволила многим студентам работать на постах самостоятельно, как штатные медсёстры, полностью выполняя функциональные обязанности среднего медперсонала под контролем других медицинских сестёр.

Итоги освоения практических навыков подводятся непосредственно на прикреплённой базе в присутствии старшей медсестры или заведующего отделением с последующей сдачей зачёта по графику на кафедре в последнюю неделю практики (для иногородних – в конце августа-сентября). Одновременно проводится конкурс на лучшее оформление санбюллетеней, которые готовит каждый студент. Лучшие варианты рекомендуются в практическом здравоохранении. Часть студентов привлекается к выполнению НИР по теме практического здравоохранения.

Итоги практики показывают, что самостоятельная работа студентов в период обучения на кафедре и при прохождении производственной практики активизирует их познавательную деятельность, позволяет лучше осваивать практические навыки, улучшает формирование производственных отношений и трудовую дисциплину, оказывает существенную помощь практическому здравоохранению, обеспечивая нормальное функционирование лечебно-профилактических учреждений в летнее время.

Список литературы:

1. Т.С.Баранова, В.П.Пушкарев, Э.В.Халимов, К.В.Малых, А.С.Урошников. Организация производственной практики студентов на кафедре общей хирургии. стр. 14-16.