Т.С. Баранова, В.П.Пушкарев, Э.В.Халимов, Г.И.Тихомирова Оптимизация преподавания хирургии на факультете высшего сестринского образования ГОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России «Кафедра общей хирургии»

Т.С. Баранова, В.П.Пушкарев, Э.В.Халимов, Г.И.Тихомирова

Оптимизация преподавания хирургии на факультете высшего сестринского образования

ГОУ ВПО ИГМА Минздравсоцразвития России «Кафедра общей хирургии»

С развитием медицинской науки, совершенствованием медицинских технологий повышается роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения. От ее знаний и профессиональной подготовки зависит слаженность в работе лечебных учреждений. В 1997 году принята Национальная программа сестринского дела, в соответствии с которой современная медицинская сестра должна в совершенстве знать сестринский процесс и активно участвовать в пропаганде сестринских знаний.

С открытием в Ижевской Государственной Медицинской Академии факультета высшего сестринского образования (ФВСО) перед кафедрой общей хирургии ИГМА встала задача профессиональной подготовки специалиста нового направления медицинской сестры с высшим образованием. С целью эффективной организации учебного процесса у студентов ФВСО на кафедре была разработана схема учебного процесса, включающая два направления.

Первое – это традиционные методы обучения: чтение лекций, проведение практических занятий с разбором темы занятия, тематических больных, присутствие на операциях и перевязках, чтение рентгенограмм и т.д.

Второе – самостоятельная работа студентов как на практических занятиях (знакомство с историями болезней, курация больных с постановкой сестринского диагноза), так и при внеаудиторной работе.

Согласно Государственному стандарту подготовки специалиста с высшим сестринским образованием, его деятельность должна быть направлена на следующие моменты:

- оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию;

- планирование, организацию, управление и экономическое обеспечение эффективной работы сестринских служб и подразделений;

- организацию, обеспечение, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой сестринского персонала;

- проведение научных исследований по сестринской специальности;

-организацию контроля культуры производства, соблюдение этических и конституционных прав граждан: сотрудников, пациентов и окружающих их лиц.

В значительной мере выполнить основные направления данного стандарта позволяет написание и защита каждым обучающимся на ФВСО курсовой работы по различным разделам хирургии с учетом направленности тех медицинских подразделений, в которых работают студенты. Одним из основных пожеланий кафедры при выборе студентами темы реферата является включение в работу собственных исследований.

Отражая в своей работе актуальность темы, студент ФВСО опирается на первое положение Госстандарта (эффективность оказания квалифицированной сестринской медицинской помощи в своем учреждении в сравнении с другими медицинскими подразделениями). Определяя в работе цели и задачи исследования, автор решает второе положение Госстандарта (планирование, организация обеспечения подразделений сестринских служб). Отражая в работе методы исследования, анализируя полученные результаты, проводя их обсуждение, делая выводы, студенты в значительной мере решают большинство положений Государственного стандарта (профилактику заболеваний, управление и проведение педагогического процесса, контроль за культурой производства, соблюдение прав граждан). Написание курсовой работы решает ещё одну актуальнейшую задачу Госстандарта – проведение научных исследований по сестринской специальности.

Предлагаемые студентам ФВСО темы курсовых работ касаются неотложной доврачебной и первой медицинской помощи при травмах, кровотечениях, ожогах и отморожениях, печеночной и почечной коликах, асфиксии; при почечной, печеночной, дыхательной и сердечной недостаточности и т.д. Таким образом, тематика курсовых работ охватывает основную часть учебной программы «Сестринское дело в хирургии».

Формой контроля за самостоятельной работой студентов выбрали проведение общих конференций, где студенты выступают с сообщениями по теме курсовой работы перед группой в присутствии ведущих преподавателей, с дальнейшим обсуждением в аудитории, выступлениями студентов и заключением педагога – руководителя по данной теме. Эффективность форм самостоятельной работы студентов с увеличением активных методов обучения отмечена как преподавателями, так и самими студентами в процессе практических занятий и на экзаменах «Сестринское дело в хирургии», где средний балл составляет ежегодно около 4,5 - 4,4.

Написание курсовой работы по различным разделам хирургии студентами ФВСО позволяет улучшить подготовку специалиста с высшим сестринским образованием согласно Государственному стандарту.

Список литературы:

1. С.А.Блинов [и др.] под ред. М.Ф.Заривчацкого.- Сестринское дело в хирургии - издат. 2-е - Ростов на-Дону : Феникс; Пермь; ПГМА, 2007. - 637с.: ил.- (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-12682-0.

2. Т.С.Баранова, В.П.Пушкарев, В.А.Ворончихин, Э.В.Халимов. Внеаудиторная учебная работа студентов факультета высшего сестринского образования по хирургии; Сборник «Современные тенденции повышения эффективности медицинского образования». Ижевск 2003 - стр.10-12.