Расписание, график лекций, занятий, консультаций и зачетов

42 КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ И ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

Термометрия: температура тела и ее измерение; регистрация данных термометрии; уход при лихорадке; неотложная помощь при гипертермии, фибрильных судорогах.

Требования, предъявляемые к обучающимся

 Все занятия проходят на клинических базах, обязательно наличие медицинской книжки со своевременно проведенными медосмотрами, вакцинацией. Медицинский халат, маска, вторая обувь соответствующая, фонендоскоп обязательны. Перчатки на усмотрение.

Расписание практических занятий и лекций

см. расписание на странице студенту: расписание занятий и лекций https://www.igma.ru/component/content/article/647-raspisanie?catid=132&Itemid=108

Календарный график лекций

ЦИКЛ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ», 6 курс. Лекции: среда. Начало  в 13-00 час, Аудитория 7.

 

Дата лекции Тема лекции Лектор
08.02.2023  Скорая и неотложная медицинская помощь. Понятие, объем помощи на догоспитальном этапе. Показания к госпитализации. Нормативная база. Работа врача Ермакова М.К
15.02.2023

Алгоритм легочно-сердечной реанимации на догоспитальном этапе. Терминальные состояния. Клинико-фармакологическая характеристика основных групп препаратов, рациональный выбор лечения неотложных состояний в кардиологии: аритмии, сердечно-сосудистая недостаточность

Найдёнкина С.Н.
29.03.2023 Клинические критерии диагностики и оказания помощи на догоспитальном этапе при наиболее часто встречающихся состояних в практике участкового педиатра (аллергические реакции) Ермакова М.К

05.04.2023

Неотложные состояния в пульмонологии: острый стенозирующий ларинготрахеит, бронхообструктивный синдром, инородные тела дыхательных путей, синдром внутригрудного напряжения, астматический статус. Клинические критерии диагностики, тактика оказания помощи на догоспитальном этапе Ермакова М.К.
12.04.2023 Острая сосудистая недостаточность, обморок, коллапс, синдром вегетативной дисфункции, шок. Тактика оказания помощи на догоспитальном этапе  Ермакова М.К. 
19.04.2023 Отравления: виды, неотложная помощь, классификация антидотов. Комы, дифференциальный диагноз. Помощь на догоспитальном этапе  Ермакова М.К.
26.04.2023

Санаторно-курортное лечение

Ермакова М.К.
03.05.2023

Клинические критерии диагностики и оказания помощи на догоспитальном этапе при наиболее часто встречающихся состояниях в практике участкового педиатра(гипертермический синдром и судорожный)

Ермакова МК
10.05.2023 Утопление, электротравмы, ожоги, солнечный удар, переохлаждение, отморожение. Догоспитальная помощь. Укусы змей, насекомых, животных. Профилактика бешенства. Матвеева ЛП
17.05.2023 Лечебно-профилактическая помощь в ДДУ и школах. принципы обслуживания детей в домах ребенка, школахз, детских садах, детских домах, школах-интернатах.

Ботникова ЕА

 

 

ЦИКЛ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ», 5 курс. Лекции: четверг.  Начало в 13-00 час, РДКБ, дистанционно

Дата лекции Тема лекции Лектор
09.02.2023 Специфическая профилактика инфекционных заболеваний  Ермакова М.К. 

09.03.2023 

Организация лечебной работы участкового педиатра. Понятие о стационаре на дому. Экспертиза ВНТ Ермакова М.К.
23.03.2023 Ведение детей с ОРИ на педиатрическом участке (диагностика, лечение, профилактика). Ермакова М.К. 
06.04.2023 Ведение детей с бронхитами и пневмониями на педиатрическом участке  Ермакова М.К. 
20.04.2023 Вирусные гепатиты особо опасные инфекции. Предотвращение особо опасных инфекций на педиатрическом участке Ермакова МК
04.05.2023 Ведение детей с респираторными и кожными проявлениями аллергии на педиатрическом участке Чуракова А.В.
18.05.2023 Проблемы недоношенных детей. Диспансеризация. Чуракова А.В.
01.06.2023 Ведение детей с ОКИ на педиатрическом участке (диагностика, лечение, противоэпидемические мероприятия) Чуракова А.В.

 

"ЦИКЛ «ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ», 3 курс Лекции: пятница. Начало в 8.00 час, ауд. №8

Дата лекции Тема лекции Лектор
10.02.2023  Основные принципы рационального питания детей раннего возраста. Незаменимость грудного вскармливания для правильного развития ребенка. Важнейшие принципы стимуляции и поддержки лактации. Прикорм Матвеева ЛП
10.03.2023  Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании. Принципы выбора молочных смесей. Правила искусственного и смешанного вскармливания Матвеева ЛП
24.03.2023 Семиотика и основные синдромы поражения дыхательной системы у детей и подростков  Ермакова М.К.
07.04.2023 Семиотика и основные синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей и подростков.

Ермакова М.К.

15.04.2023 Семиотика и основные синдромы поражения пищеварительной системы у детей и подростков  Матвеева ЛП
21.04.2023 Физическое развитие детей. Факторы, влияющие на физическое развитие. Законы физического развития и принципы оценки. Семиотика нарушений. Ермакова МК
22.04.2023 Нервно-психическое развитие детей в связи с возрастными особенностями ЦНС. Критерии оценки нервно-психического развития. Семиотика поражения ЦНС.

Ермакова МК

29.04.2023 Особенности водно-солевого обмена у детей и семиотика его нарушений. Особенности энергетического обмена у детей и подростков. Потребность в энергии и ее расходование у детей различного возраста. Болезни нарушения обмена веществ. Особенности белкового обмена. Потребность детей различного возраста в белке и аминокислотах. Синдромы нарушения белкового обмена. Особенности углеводного и липидного обмена и семиотика их нарушений Ермакова М.К

 

ЦИКЛ «Основы формирования здоровья», 3 курс. Лекции: понедельник. Начало в 8-00, 9 аудитория 

Дата лекции Тема лекции Лектор
08.02.2023

Актуальные вопросы материнства и детства в РФ. Определение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей. Основы профилактической педиатрии. Принципы диспансеризации детей

Ермакова МК
22.02.2023 Воспитание детей в современных условиях. Ермакова М.К.   
22.03..2023 Подготовка женщин к рождению ребенка (профилактика абортов, лечение хронических заболеваний, рациональное питание). Антенатальная профилактика. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным. Врачебный контроль за состоянием здоровья детей раннего возраста. Профилактика заболеваний новорожденных и детей первого года жизни Найдёнкина СН
05.04.2023 Особенности подросткового возраста. Роль школы, семьи, окружения в формировании подростка как личности. Психическое здоровье подростков  Ермакова М.К
19.04.2023 Девиантное поведение подростков. Вредные привычки: алкоголизм, наркомания, курение Ермакова МК
26.04.2023 Питание школьников как фактор формирования здоровья. Роль витаминов и микроэлементов в питании детей  Ермакова МК
03.05.2023 Роль физического воспитания в жизнедеятельности ребенка. Виды нагрузок, группы физической культуры в образовательных учреждениях Капустина Н.Р. 
10.05.2023 Подготовка детей к школе. Пути сохранения здоровья школьников. Нормативы школьной нагрузки. Профилактика вредных привычек, школьных заболеваний и травматизма у детей школьного возраста Ботникова ЕА
17.05.2023 Питание детей старше года  Матвеева ЛП
24.05.2023 Воспитание детей грудного, раннего, дошкольного возраста. Гигиенические принципы обучения и воспитания. Особенности ухода, режима, закаливания. Подготовка ребенка к детскому саду Ботникова ЕА
31.05.2023

Медицинская профилактика в педиатрии

Матвеева ЛП

 

План практических занятий
 

ЦИКЛ "Основы формирования здоровья", 3 курс 

 № занятия Тематика   Продолжительность, акад. часов
1 Здоровье ребенка: определение, критерии, методология изучения. 4
2 ЗОЖ как медико-социальный фактор.  4
 3 Профилактическая работа врача-педиатра.  4
4 Воспитание детей различного возраста.  4
5 Психическое здоровье школьников и подростков. Девиантное поведение подростков. Вредные привычки. 4
 6

Санаторно-курортное лечение.

 4
 7

Питание детей раннего возраста.

 4
 8

Питание детей раннего возраста.

 4
9

Питание в лечебных учреждениях.

4
10 Роль питания в формировании здоровья. 4
11

Итоговое занятие. Тест-контроль.

5
     

 

ЦИКЛ "ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ", 3 курс, 5 семестр;

 № занятия Тематика   Продолжительность, акад. часов
 1 Знакомство с историей болезни, сбор анамнеза. Оценка тяжести состояния. 4
 2 Семиотика нарушения физического развития, НПР  4
3 Семиотика поражения кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы. 4
 4 Семиотика поражения дыхательной системы.  4
 5 Семиотика поражения ССС  4
 6 Семиотика поражения ЖКТ.  4
7 Семиотика поражения органов мочеобразования и мочевыделения. 4
8 Семиотика поражения лимфоузлов, системы крови 4
9 Естественное вскармливание. 4
10 Искусственное и смешанное вскармливание детей. 4
11 Введение прикорма. 4

 

ЦИКЛ.«ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ», 5 курс 10 семестр

№ занятия Тема Продолжительность, акад.час
1

Специфическая профилактика инфекционных заболеваний у детей

12
2

Лечебная работа врача-педиатра. Оформление листков нетрудоспособности, рецептов. Принципы ведения детей с острыми респираторными инфекциями.

4
3

Принципы диагностики и лечения детей  с респираторными инфекциями с учетом топики поражения.

6
4 Принципы  диагностики и  лечения детей с осложненными формами респираторных инфекций 6
5

Ведение детей с воздушно-капельными инфекциям на педиатрическом участке.

4
6

Ведение детей с ОКИ на педиатрическом участке.

4
7

Вирусные гепатиты. Предотвращение особо опасных инфекций на педиатрическом  участке

4

 

ЦИКЛ «Поликлиническая и неотложная педиатрия» 6 курс, XII семестр 

№ занятия Тема Продолжительность в акад.час
1

 Организация работы скорой  (СМП) и неотложной (НМП) помощи на догоспитальном этапе.

 4
2

Принципы диагностики и методы реанимации при терминальных состояниях на догоспитальном этапе.

 4
3

Неотложная помощь при наиболее частых состояниях, наблюдаемых в практике участкового педиатра при патологии дыхательной системы.

 4
4

Неотложная помощь при патологии сердечно-сосудистой системы.

 4
5

Неотложная помощь при патологии желудочно-кишечного тракта и отравлениях.

 4
6

Неотложная помощь при отравлениях, укусах животных, судорожном синдроме, внутричерепной гипертензии, комах.

 4
7

Роль детских дошкольных учреждений (ДШО) в воспитании здоровых детей. Профилактическое обслуживание детей в ДДУ. Адаптация детей в ДДУ.

 4
8

Физическое воспитание, неспецифическая и специфическая профилактика заболеваний, питание в ДДУ.

 4
9

Школьные учреждения. Медицинское обеспечение учащихся общеобразовательных и специализированных школ.

4
10

Гигиенические принципы обучения и физического воспитания детей школьного возраста. Особенности наблюдения подростков.

4

 

   

Фонды оценочных средств
Фонды оценочных средств по "Название дисциплины":
         - для лечебного факультета (31.05.01 - Лечебное дело);
         - для педиатрического факультета (31.05.02 - Педиатрия);
         - для стоматологического факультета (31.05.03 - Стоматология).

 

 Экзамен 3 курс

Вопросы. 

  1. Педиатрия как наука о здоровье ребенка, ее место в системе общей медицины. Основные этапы становления педиатрии в стране. Вклад выдающихся ученных в развитие отечественной педиатрии.
  2. Создание государственной системы охраны материнства и детства в нашей стране. Основные законы и декреты.
  3. Внутриутробное развитие плода. «Критические периоды». Влияние внутриутробной гипоксии, интоксикации, инфекций, лекарств и других факторов на органогенез и развитие плода.
  4. Периоды детского возраста. Их характеристика. Взаимосвязь морфологии и функций. Связь периодов детства и возрастной патологии.
  5. Схема сбора анамнеза и оценка его составляющих. Значение анамнеза для постановки диагноза. Особенности сбора анамнеза в зависимости от возраста ребенка.
  6. Понятие о самочувствии и состоянии. Критерии оценки тяжести состояния пациента при острых и хронических заболеваниях. Токсикоз, его клинические проявления.
  7. Увеличение массы тела ребенка на I-ом году жизни и в последующие годы. Причины физиологической убыли массы тела новорожденного. Семиотика основных нарушений массы тела (гипотрофия, паратрофия, ожирение).
  8. Роль наследственно-генетических факторов, условий внешней среды, вскармливания, воспитания для правильного развития ребенка. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушений нормального развития детского организма.
  9. Увеличение роста ребенка на первом году жизни и в последующие годы. Периоды вытяжения. Понятие об акселерации и ретардации. Семиотика основных нарушений роста (гипостатура, нанизм, гигантизм).
  10. Анатомо-физиологические особенности ЦНС у детей. Возрастные особенности состава спинномозговой жидкости, ее особенности при патологии.
  11. Безусловные рефлексы новорожденных. Их характеристика. Сроки угасания. Значение безусловных рефлексов для оценки состояния новорожденного ребенка.
  12. Становление условно-рефлекторной деятельности у детей на 1-ом году жизни. Развитие эмоций. Этапы развития речи.
  13. Основные линии нервно-психического развития детей на 1-ом году. Понятие об эпикризных сроках. Оценка НПР по Печоре.
  14. Закономерность формирования двигательной активности у ребенка на 1-ом году жизни. Формирование навыков.
  15. Анатомо-физиологические особенности кожи и придатков кожи у детей. Основные функции кожи. Физиологический катар и физиологическая желтуха новорожденных.
  16. Морфологические элементы кожи. Патологические изменения кожи инфекционной и неинфекционной этиологии.
  17. Особенности подкожно-жировой ткани у детей. Химический состав жира. Основные функции жировой ткани. Семиотика поражения подкожно-жировой ткани.
  18. Органы лимфатической системы (тимус, селезенка, лимфатические узлы), их развитие после рождения. Синдром увеличения лимфатических узлов.
  19. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. Периоды диспропорций роста костей и мышц. Влияние физической нагрузки и гиподинамии на здоровье ребенка. Семиотика поражения мышечной системы (гипертония, гипотония, гипотрофия, гипертрофия).
  20. Анатомо-физиологические особенности костной системы. Костный и зубной возраст. Время появления основных ядер окостенения. Сроки прорезывания молочных зубов.
  21. Фосфорно-кальциевый обмен. Содержание в крови кальция и фосфора у детей. Суточная потребность детей различного возраста в кальции, фосфоре и витамине Д. Основные синдромы поражения при рахите.
  22. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания. Органогенез бронхиального дерева и легких для понимания аномалий развития дыхательных путей (пищеводно-трахеальный свищ, бронхоэктазы, легочные кисты и т.д.). Механизм первого вдоха, клинические признаки незрелости дыхательного центра у недоношенных детей.
  23. Сегментарное строение легких и его влияние на локализацию воспалительного процесса у детей раннего возраста. Проекция долей легких на грудную клетку. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное.
  24. Этапы дыхания. Глубина, частота, минутный объем дыхания. Жизненная емкость легких, предел и резервы дыхания как показатель характера компенсаторных возможностей системы дыхания.
  25. Синдром поражения верхних дыхательных путей. Клинические особенности в зависимости от возраста.
  26. Обструкция верхних и нижних дыхательных путей. Формы одышки.
  27. Синдром дыхательной недостаточности. Причины, классификация, клинические проявления.
  28. Синдром крупнофокусной инфильтрации легочной ткани.
  29. Синдром скопления воздуха и жидкости в полости плевры.
  30. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов. Соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов, их значение для гемодинамических показателей.
  31. Органогенез сердечно-сосудистой системы, для понимания врожденных аномалий развития, их причины. Кровообращение плода. Сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения после рождения ребенка.
  32. Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Семиотика изменений границ относительной сердечной тупости.
  33. Особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой деятельности в возрастном аспекте: частота пульса и его особенности, ударный, минутный объем, скорость кровотока, количество циркулирующей крови, артериальное давление. Соотношение частоты дыхания и пульса.
  34. Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей.
  35. Особенности звучности тонов сердца в возрастном аспекте. Семиотика сердечных шумов. Понятие о миокардите, эндокардите, перикардите.
  36. Врожденные пороки сердца: классификация, основные синдромы.
  37. Острая и хроническая сердечная недостаточность: причины, классификация, клинические проявления.
  38. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Обморок, коллапс, шок.
  39. Семиотика нарушения ритма сердца.
  40. Ионограмма. Роль и значение катионов натрия, кальция, калия и магния. Понятие о гипо- и гиперкалиемии. Изменение ЭКГ при этих состояниях.
  41. Анатомо-физиологические особенности пищевода и желудка у детей. Особенности секреции, кислотности и ферментообразующей функции желудка. Семиотика поражения верхних отделов желудочно-кишечного тракта.
  42. Возрастные морфологические особенности полости рта у детей. Приспособления для сосания у детей грудного возраста. Слюна, ее состав, значение. Слюнообразование у детей различного возраста. Стоматиты. Гингивиты.
  43. Анатомо-физиологические особенности тонкого и толстого кишечника. Скорость освобождения желудочно-кишечного тракта при различных видах вскармливания детей первого года жизни. Понятие о поворотах кишечника. Особенности расположения аппендикса для клинической диагностики острого аппендицита.
  44. Семиотика поражения толстого и тонкого кишечника.
  45. Копрограмма здорового ребенка различного возраста. Копрологические синдромы.
  46. Анатомо-физиологические особенности печени и поджелудочной железы. Основные функции печени. Активность ферментов поджелудочного сока у детей различного возраста. Семиотика основных нарушений печени и поджелудочной железы.
  47. Эмбриогенез органов мочеобразования и мочеотделения для понимания аномалий развития почек у детей. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения у детей.
  48. Возрастные особенности клубочковой фильтрации, реабсорбции и секреции, методы их исследования. Количество и состав мочи у детей различного возраста.
  49. Мочевой синдром. Основные лабораторные проявления.
  50. Экстраренальные синдромы (отечный, гипертензионный, интоксикационный, азотемический, анемический).
  51. Синдромы нарушения мочеобразования и мочеиспускания.
  52. Синдромы острой и хронической почечной недостаточности. Причины, стадии, клинические проявления.
  53. Этапы эмбрионального кроветворения. Особенности состава периферической крови у новорожденного ребенка.
  54. Состав периферической крови у детей различного возраста.
  55. Анемический синдром. Причины. Классификация анемий. Клинико-лабораторные проявления.
  56. Геморрагический синдром. Типы кровоточивости.
  57. Синдром лейкоцитоза и лейкопении.
  58. Надпочечники. Гормоны надпочечников, их функция. Синдром гипер- и гипофункции надпочечников.
  59. Гипофиз. Гормоны гипофиза, их функция. Синдром гипо- и гиперфункции гипофиза.
  60. Щитовидная железа. Гормоны щитовидной железы, их функция. Синдром гипо- и гиперфункции щитовидной железы.
  61. Паращитовидные железы. Гормоны паращитовидных желез, их функция. Синдром гипо- и гиперфункции паращитовидных желез.
  62. Естественное вскармливание. Лактация, факторы ее определяющие. Состав молозива и зрелого молока. Значение молозива в питании детей первых дней жизни.
  63. Значение естественного вскармливания для развития ребенка.
  64. Количественные и качественные различия в составе женского и коровьего молока.
  65. Режим и диета кормящей матери.
  66. Формы и степени гипогалактии, ее причины, меры предупреждения и лечение.
  67. Противопоказания для раннего прикладывания к груди со стороны матери и ребенка. Техника прикладывания ребенка к груди. Модели грудного вскармливания.
  68. Десять принципов поддержки грудного вскармливания в программе ВОЗ «Baby friendly hospital».
  69. Режим питания детей 1-го года жизни. Способы расчета объема пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах.
  70. Прикормы, правила и сроки их введения. Характеристика блюд прикорма.
  71. Искусственное вскармливание. Показания для назначения искусственного вскармливания со стороны матери и ребенка. Правила искусственного вскармливания.
  72. Классификация молочных смесей. Алгоритм выбора смеси. Критерии эффективности искусственного вскармливания.
  73. Смешанное вскармливание. Показания к назначению смешанного вскармливания. Методы определения количества докорма. Техника и правила докармливания. Молочные смеси, применяемые в качестве докорма.
  74. Водно-солевой обмен. Содержание воды в организме, распределение вне- и внутриклеточной жидкости, возрастные особенности. Пути выделения жидкости из организма, роль каждого из них у детей. Нарушения водно-солевого обмена, причины их возникновения.
  75. Белковый обмен. Потребность в белке у детей различного возраста. Содержание белка в сыворотке крови. Семиотика основных нарушений белкового обмена, их клинические проявления.
  76. Углеводный обмен. Потребность в углеводах у детей различного возраста. Содержание сахара в крови. Семиотика нарушения углеводного обмена, их клинические проявления.
  77. Жировой обмен. Потребность в жирах у детей различного возраста. Липидный профиль. Понятие о кетозе и кетоацидозе. Семиотика нарушения жирового обмена, их клинические проявления.
  78. Энергетический обмен. Распределение энергии у детей различного возраста. Закономерности возрастных изменений основного обмена. Этапы обмена веществ (пищеварение, резорбция, межуточный обмен, выделение конечных продуктов). Понятие о специфически динамическом действии пищи.
  79. Центральные и периферические органы иммунитета. Врожденный и приобретенный иммунитет. Критические периоды при формировании иммунитета.
  80. Настораживающие признаки иммунодефицитных состояний. Первичные и вторичные иммунодефициты.

 

Экзамен 6 курс

1. Задача (темы).

Перечень неотложных состояний, диагноз, алгоритм неотложной помощи на догоспитальном этапе (амбулаторном и этапе скорой МП), расчет лекарственного средства, условия транспортировки: 1. Лихорадка. 2. Септический шок. 3. Нейротоксикоз. 4. Утопление. 5. ОСЛТ. 6. Эпиглоттит. 7. Бронхообструктивный синдром. 8. Бронхиолит. 9. Астматический статус. 10. Анафилактический шок. 11. Отек Квинке. 12. Крапивница 13. Синкопальные состояния. 14. Острая дыхательная недостаточность. Внезапная остановка и декомпенсация дыхания. 15. Инородное тело дыхательных путей. 16. Острая сердечная недостаточность. 17. Одышечно-цианотические приступы. 18. Нарушения сердечного ритма. 19. Судорожный синдром. 20. Спазмофилия. 21. Ингаляции дыма. 22. Отравления. 23. Эксикоз.

2. Вопросы к экзамену 6 курса  по циклу "Поликлиническая и неотложная педиатрия".

  1. Показания к направлению на медико-социальную экспертизу (критерии, категории жизнедеятельности). Организация медицинского обслуживания ребенка-инвалида.
  2. Критерии оценки качества медицинской помощи и критерии эффективности работы участкового педиатра.
  3. Организация работы, задачи и штаты отделения по организации медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях детской поликлиники. Функциональные обязанности врача ДДУ.
  4. Этапы и виды профилактики и диспансеризации детей. Понятие о санологии.
  5. Организация работы, задачи и штаты отделения по организации медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях детской поликлиники. Функциональные обязанности врача образовательного учреждения.
  6. Профилактическая работа участкового педиатра. Роль кабинета здорового ребенка. Комплексы гимнастики и массажа детям раннего возраста по Голубевой Л.Г.
  7. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи по профилю «Педиатрия», амбулаторный этап.
  8. Законодательные основы оказания медицинской помощи детям и подросткам. Федеральный закон № 323-ФЗ, программа государственной гарантии. Приказы, регламентирующие работу детской поликлиники.
  9. Должностные обязанности участкового педиатра и врача общей практики (профилактическая, лечебная, санитарно-просветительская, противоэпидемическая). Документация педиатрического участка. Паспорт участка.
  10. Порядок оказания педиатрической помощи и первичной медицинской помощи детям. Структурно-функциональные подразделения детской поликлиники. Дневной стационар, стационар на дому. Штаты, задачи, принципы работы детской поликлиники.
  11. Национальный календарь профилактических прививок. Характеристика и классификация вакцинальных препаратов.
  12. Организация прививочной работы. Условия хранения вакцин, понятие о «холодовой цепи». Вакцинация лиц, не привитых по календарю.
  13. Подготовка к вакцинации. Наблюдение в поствакцинальном периоде. Поствакцинальные реакции (несерьезные побочные последствия перенесенной иммунизации). Тактика последующих вакцинаций.
  14. Виды вакцин, их состав. Абсолютные и относительные противопоказания к вакцинации.
  15. Вакцинация детей с нарушенным состоянием здоровья (ЧБД, БА, с иммунодефицитами).
  16. Поствакцинальные осложнения (серьезные побочные последствия перенесенной иммунизации), врачебная тактика. Социальные гарантии, диспансеризация.
  17. Санаторно-курортное лечение детей: показания и противопоказания, организация, лечебные факторы, принципы реабилитации.
  18. Сроки, цель и особенности проведения дородовых патронажей. Антенатальная охрана плода. Профилактика врожденных пороков развития.
  19. Сроки, цели патронажей новорожденного ребенка, правила оформления, рекомендации на дому. Оценка онтогенеза. Группа здоровья и клинические группы новорожденных.
  20. Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья у детей раннего возраста. Показатели функционального состояния органов и систем, психического здоровья детей, оценка резистентности. Группы риска.
  21. Пограничные состояния новорожденных. Причины, критерии диагностики, принципы лечения, профилактика. Ведение на педиатрическом участке.
  22. Комплексная оценка состояния здоровья новорожденного ребенка, группы здоровья и группы риска у новорожденных детей.
  23. Национальная программа оптимизации вскармливания детей до года. Питание детей до года при искусственном вскармливании. Виды смесей, требования к ним. Основные отличия искусственных молочных смесей от грудного молока.
  24. Национальная программа оптимизации вскармливания детей до года. Питание ребенка первого года жизни при естественном вскармливании. Десять принципов естественного вскармливания ВОЗ. Преимущества естественного вскармливания. Правила введения прикорма.
  25. Национальная программа оптимизации питания детей от года до трех лет. Питание ребенка дошкольного возраста. Суточный объем, потребность в основных ингредиентах. Организация питания в дошкольных учреждениях.
  26. Питание ребенка школьного возраста. Суточный объем, потребность в основных ингредиентах. Организация питания в школе.
  27. Воспитание здорового ребенка первого года жизни (режим дня, питание, физическое воспитание, педагогические рекомендации). Организация диспансерного наблюдения.
  28. Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (общее и специальное). Документация. Профилактика дезадаптации. Прогноз адаптации.
  29. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению, врачебный контроль. Типы дезадаптации, степень тяжести и течения, коррекция.
  30. Физическое воспитание детей в детском саду и школе: группы, контроль, медико-педагогическое наблюдение (общая моторная плотность, хронометраж).
  31. Адаптация и дезадаптация при поступлении в школу. Типы, степень тяжести и течение дезадаптации. Врачебно-педагогический контроль.
  32. Принципы, формы, группы закаливания детей раннего возраста.
  33. Подготовка ребенка к поступлению в школу. Медицинские критерии готовности ребенка к школе. Оценки готовности (готов, условно готов, не готов).
  34. Заболевания детей в подростковом возрасте и их связь с анатомо-физиологическими особенностями. Особенности профессиональной ориентации подростков. Порядок передачи подростков 18 лет под наблюдение во взрослую поликлинику.
  35. Диспансеризация здорового ребенка первого года жизни. Комплексная оценка состояния здоровья.
  36. Диспансеризация здорового ребенка второго-шестого года жизни. Подготовка к школе. Комплексная оценка состояния здоровья.
  37. Диспансеризация здорового ребенка школьного возраста. Этапы, сроки, порядок организации текущих осмотров. Комплексная оценка состояния здоровья.
  38. Группы направленности риска у детей раннего возраста. Риск на алиментарно-зависимые заболевания.
  39. Группы направленности риска у детей раннего возраста. Риск на перинатальное поражение ЦНС, ВУИ, аллергические заболевания.
  40. Группы направленности риска у детей раннего возраста. Риск на синдром внезапной смерти, ЧБД, тугоухость и глухоту.

Острый больной. Краткосрочная «д»

  1. Воздушно-капельные инфекции вирусной этиологии (ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит, инфекционный мононуклеоз, энтеровирусная инфекция). Ведение на педиатрическом участке. Наблюдение в очаге.
  2. Рецепт: виды рецептов, правила выписывания, понятие о международном непатентованном и торговом наименовании. Клинико-фармакологическая характеристика антимикробных препаратов, назначаемых на педиатрическом участке, возрастные дозировки, рецепты.
  3. Острые кишечные инфекции: классификация, типы диарей, токсикоз с эксикозом. Ведение на педиатрическом участке. Наблюдение в очаге.
  4. Острые респираторные вирусные инфекции, клинические проявления в зависимости от этиологии, дифференциальный диагноз. Ведение на педиатрическом участке. Клинико-фармакологическая характеристика противовирусных и жаропонижающих средств.
  5. Экспертиза временной нетрудоспособности, правила выписывания листов нетрудоспособности в условиях детской поликлиники.
  6. Перечень особо опасных инфекций, общая характеристика, клинические признаки, первичные противоэпидемические мероприятия при выявлении особо опасных инфекций в медицинских учреждениях.
  7. Порядок оказания скорой медицинской помощи. Виды бригад, сроки оказания, документация, функциональные обязанности врача скорой медицинской помощи.
  8. Организация неотложной помощи детскому населению на догоспитальном этапе. Сумка-укладка участкового врача, шкаф неотложной помощи в поликлинике, детском образовательном учреждении. Отделение неотложной медицинской помощи в составе детской поликлиники.
  9. Организация лечебной работы участкового педиатра. Наблюдение на дому. Вызов, актив, первичное и повторное посещение. Показания к госпитализации, кратность осмотров.
  10. Воздушно-капельные инфекции бактериальной этиологии (скарлатина, коклюш, дифтерия, менингококковая инфекция). Ведение на педиатрическом участке. Наблюдение в очаге.
  11. Топический диагноз при острых респираторных вирусных инфекциях (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит). Принципы системного и местного лечения.
  12. Острые риносинуситы и отиты. Ведение на педиатрическом участке.
  13. Пневмонии. Ведение на педиатрическом участке. Диспансеризация детей при пневмониях.
  14. Обструктивные бронхиты. Ведение на педиатрическом участке. Дифференциальная диагностика.
  15. Острые тонзиллиты и аденоидиты. Ведение на педиатрическом участке. Диспансеризация.
  16. Новая короновирусная инфекция. Ведение на педиатрическом участке.
  17. Вирусные гепатиты А и Е. Наблюдение в очаге. ВИЧ- инфекция, перинатальный контакт.
  18. Недоношенный ребенок. Ведение на педиатрическом участке.
  19. Рахит, спазмофилия, гипервитаминоз D. Ведение на педиатрическом участке. Профилактика.
  20. Перинатальное поражение ЦНС. Ведение на педиатрическом участке.
  21. Кожные проявления аллергии у детей раннего возраста. Ведение на педиатрическом участке.
  22. Младенческие колики, срыгивания, функциональные запоры, диареи, дисхезии у детей раннего возраста. Ведение на педиатрическом участке.
  23. Патологические желтухи новорожденных. Ведение на педиатрическом участке.
  24. Недостаточность питания у детей раннего возраста. Ведение на педиатрическом участке.
  25. Анемии детей раннего возраста. Ведение на педиатрическом участке.
  26. Паратрофия, аномалии конституции. Ведение на педиатрическом участке.
  27. Группа социального риска и риск врожденных пороков развития. Критерии выделения. Ведение на педиатрическом участке.
  28. Часто болеющие дети. Заболевания, скрывающиеся под маской ЧБД. Ведение на педиатрическом участке. Исходы.
  29. Гнойно-септические заболевания (локальные и генерализованные формы) и внутриутробные инфекции у детей раннего возраста. Ведение на педиатрическом участке. 

ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ДОЛГОСРОЧНАЯ «Д»

     30. Атопический дерматит и поллиноз. Диспансеризация.

  1. Инфекция мочевой системы. Диспансеризация.
  2. Гломерулонефрит. Диспансеризация.
  3. Холепатия и панкреатит. Диспансеризация.
  4. Хронический гастродуоденит и язвенная болезнь. Диспансеризация.
  5. Бронхиальная астма. Диспансеризация.
  6. Хронические неспецифические заболевания легких (БЛД, ВПР, хронический бронхит, муковисцидоз). Диспансеризация.
  7. Врожденные пороки сердца и кардит. Диспансеризация.
  8. Патология крови (геморрагический васкулит, тромбоцитопении, коагулопатии, лейкоз). Диспансеризация.
  9. Сахарный диабет, ожирение, артериальная гипертония. Диспансеризация.
  10. Патология щитовидной железы, надпочечники, адреногенитальный синдром. Диспансеризация.

График консультаций на весенний семестр 2022-2023 уч.г.
 

ФИО преподавателя День, время приема отработок Место приема
Ермакова М.К, понедельник, 12.00-15.00 ДП №8
Матвеева Л.П. Вторник, 12.00-15.00 ДП№8
Капустина Н.Р, Среда, 12.00-15.00 ЖДБ
Ботникова Е.А. Четверг, 12.00-15.00 ДП№8
Найдёнкина С.Н. Среда, 12.00-15.00 ДП №8
Чуракова АВ Понедельник, 12.00-15.00 ДП№2

 

Расширения для Joomla