Расписание, график лекций, занятий, консультаций и зачетов

42 КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

Требования, предъявляемые к обучающимся

 Все занятия проходят на клинических базах, обязательно наличие медицинской книжки со своевременно проведенными медосмотрами, вакцинацией. Медицинский халат, маска, вторая обувь соответствующая, фонендоскоп обязательны. Перчатки на усмотрение.

Расписание практических занятий и лекций

см. расписание на странице студенту: расписание занятий и лекций https://www.igma.ru/component/content/article/647-raspisanie?catid=132&Itemid=108

Календарный график лекций

ЦИКЛ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ», 6 курс. Лекции: среда. Начало  в 13-00 час, Аудитория 7 , но все лекции дистанционно.

 

Дата лекции Тема лекции Лектор
03.02.2021  1.Определение и содержание понятий «скорая медицинская помощь» и «неотложная медицинская помощь». Объем оказания помощи на догоспитальном этапе (на дому, врачом «скорой помощи», в приемном покое стационара). Показания к госпитализации. Нормативная база. Работа врача ССМП. Ермакова М.К
17.02.2021 2. Клинические критерии диагностики и тактика оказания помощи на догоспитальном этапе при наиболее часто встречающихся  состояниях (гипертермический и судорожный синдромы,  анафилактическом шок). Ермакова М.К.
24.02.2021 3. Клинические критерии диагностики и тактика оказания помощи на догоспитальном этапе при наиболее часто встречающихся  состояниях (аллергические реакции: анафилактическом шок, крапивница, отек Квинке, синдром Лайела). Ермакова М.К
03.03.2021 4. Острая сосудистая недостаточность, обморок, коллапс, вегето-сосудистая дистония, шок, кома. Тактика оказания помощи на догоспитальном этапе. Дифференциальный диагноз ком.  Ермакова М.К.
10.03.2021 5. Неотложные состояния в пульмонологии,  в кардиологии: острый стенозирующий ларинготрахеит, обронхообструктивный синдром, инородные тела дыхательных путей, синдром внутригрудного напряжения, астматический статус. Клинические критерии диагностики, тактика оказания помощи на догоспитальном этапе.  Ермакова М.К. 
17.03.2021 6. Отравления: виды, неотложная помощь, классификация антидотов Ермакова . М.К.
24.03.2021 7.Алгоритм легочно-сердечной реабилитации на догоспитальном этапе. Терминальные состояния. Клинико-фармокологическая характеристика основных групп препаратов, рациональный выбор при лечении неотложных состояний в кардиологии: аритмии, сердечно-сосудистая недостаточность.7. 

Найдёнкина 

С.Н.

31.03.2021 8. Утопление, электротравмы, ожоги, солнечный удар, переохлаждение, отморожение. Догоспитальная помощь. Укусы змей, насекомых, животных. Профилактика бешенства. Матвеева Л.П
07.04.2021 Организация работы по медицинскому обслуживанию детей в детских образовательных учреждениях. Оценка адаптации к ДОУ. Принципы медицинского обслуживания детей в домах ребенка, школах, детских домах, школах-интернатах. Обязанности врача и и средних медицинских работников ДОУ, штатные нормативы. Организация врачебного кабинета, оснащение. Учетно-отчетная документация.Гигиеническое обеспечение школьников.  Ермакова М.К.
14.04.2021 Г игиенические требования, предъявленные к мебели, игрушкам, одежде, обуви, оборудованию помещений ДОУ. Организация питания, физического воспитания детей в ДОУ и медицинский контроль за их проведением.Принципы проведения противоэпидемических и карантинных мероприятий в ДОУ. Ботникова Е.А.
     

 

ЦИКЛ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ», 5 курс. Лекции: четверг.  Начало в 13-00 час, РДКБ, дистанционно

Дата лекции Тема лекции Лектор
11.02.2021 Специфическая профилактика инфекционных заболеваний детей (вакцинопрофилактика)  Ермакова М.К. 
25.02.2021  Организация лечебной работы врача педиатра. Понятие о стационаре на дому. Правила оформления листов нетрудоспособности, рецептов.  Ермакова М.К,
11.03.2021 Ведение детей с ОРИ на педиатрическом участке (диагностика, лечение, профилактика). Ермакова М.К. 
 25.03.2021 Ведение детей с бронхитами и пневмониями на педиатрическом участке. Ермакова М.К.
08.04.2021 Часто и длительно болеющие дети как социально-гигиеническая проблема, классификация, профилактика, методы оздоровления. Новые технологии лечения и реабилитации часто и длительно болеющих детей. Ермакова М.К.
22.04.2021 Ведение детей с ОКИ на педиатрическом участке (диагностика, лечение, противоэпидемические мероприятия). Ермакова М.К.
06.05.2021 Вирусные гепатиты. Особо опасные инфекции. Предотвращение особо опасных инфекций на педиатрическом участке.   Ермакова М.К. 
20.05.2021 Наблюдение на педиатрическом участке недоношенных детей. Особенности ведения, питания, диспансеризации, вакцинации. Найдёнкина С.Н.

 

"ЦИКЛ «ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ», 3 курс Лекции: пятница. Начало в 8.00 час, ауд. №7

Дата лекции Тема лекции Лектор
19.02.2021 Основные принципы рационального питания детей раннего возраста. Незаменимость грудного вскармливания для правильного развития ребенка. Важнейшие принципы стимуляции и поддержки лактации. Прикорм. Матвеева Л.П.
05.03.2021 Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании. Принципы выбора молочных смесей. Правила искусственного и смешанного вскармливания. Матвеева Л.П.
19.03.2021 Семиотика и основные синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей и подростков  Ермакова М.К.
02.04.2021 Семиотика и основные синдромы поражения пищеварительной системы у детей и подростков  

Ермакова М.К.

16.04.2021 Развитие иммунитета у детей и подростков, связь с заболеваемостью детей различного возраста. Синдромы задержки развития и нарушения различных звеньев иммунитета и неспецифических факторов резистентности  Ермакова М.К.
30.04.2021 Семиотика и основные синдромы поражения дыхательной  системы у детей и подростков Ермакова МК
14.05.2021 Возрастные особенности эндокринной системы у детей и подростков. Половое развитие у детей.  Основные синдромы поражения эндокринных желез. 

Ермакова МК

28.05.2021 Особенности белкового обмена. Потребность детей различного возраста в белке и аминокислотах. Синдромы нарушения белкового обмена. Особенности углеводного и липидного обмена и семиотика их нарушений. Ермакова М.К

 

ЦИКЛ «Основы формирования здоровья детей», 3 КУРС, 6 семестр. Лекции: среда. Начало в 8-00, ауд. №7, дистанционно; 

Дата лекции Тема лекции Лектор
17.02.2021 Актуальные вопросы материнства и детства в РФ. Определение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье детей. Основы профилактической педиатрии. Принципы диспансеризации детей. Ермакова М.К
03.03.2021 Воспитание детей грудного, раннего, дошкольного возраста. Гигиенические принципы обучения и воспитания. Особенности ухода, режима, закаливания. Подготовка ребенка к детскому саду. Ермакова М.К.   
17.03.2021 Особенности подросткового возраста. Роль школы, семьи, окружения в формировании подростка как личности. Психическое здоровье подростков.  Ермакова М.К
 31.03.2021 Роль физического воспитания в жизнедеятельности ребенка. Виды нагрузок, группы физической культуры в образовательных учреждениях.  Ермакова М.К
 14.04.2021  Воспитание детей в современных условиях  Ермакова М.К
21.04.2021   Девиантное поведение подростков. Вредные привычки: алкоголизм, наркомания, курение.   Капустина Н.Р. 
28.04.2021 Питание школьников как фактор формирования здоровья. Роль витаминов и микроэлементов в питании детей. Ясавиева Р.И.
05.05.2021 Питание детей старше 1 года. Матвеева ЛП
 12.05.2021  Подготовка женщин к рождению ребенка (профилактика абортов, лечение хронических заболеваний, рациональное питание). Антенатальная профилактика. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным. Врачебный контроль за состоянием здоровья детей раннего возраста. Профилактика заболеваний новорожденных и детей первого года жизни.  Найдёнкина СН
 19.05.2021  Медицинская профилактика в педиатрии. Капустина НР 
 26.05.2021  Подготовка детей к школе. Пути сохранения здоровья школьников. Нормативы школьной нагрузки. Профилактика вредных привычек, школьных заболеваний и травматизма у детей школьного возраста.  Ботникова ЕА

 

План практических занятий

ЦИКЛ "ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ", 3 КУРС. 

 № занятия  Тема занятия  Продолжительность в акад часах
 1 Здоровье ребенка: определение, критерии, методология изучения.  4
 2 ЗОЖ, как медико-социальный фактор

 4

3 Профилактическая работа врача-педиатра.  4
4 Воспитание детей различного возраста. Особенности формирования личности 4
5 Физическое воспитание  4
6 Психическое здоровье школьников и подростков. Девиантное поведение подростков. Вредные привычки.  4
7 Питание детей старше 1 года.наторно-курортное лечение.  4
8 Питание в лечебных учреждениях. 4
9 Роль питания в формировании здоровья. 4
10  Санаторно-курортное лечение  4
11 Итоговое занятие. Тест-контроль.  4

 

ЦИКЛ "ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ", 3 курс, 6 семестр (Весенний);

 № занятия Тематика   Продолжительность, акад. часов
 1 Знакомство с историей болезни, сбор анамнеза. Оценка тяжести состояния. 4
 2 Семиотика нарушения физического развития, НПР  4
3 Семиотика поражения кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы.
 4 Семиотика поражения дыхательной системы.  4
 5 Семиотика поражения ССС  4
 6 Семиотика поражения ЖКТ. Лабораторная диагностика  4
7 Семиотика поражения органов мочеобразования и мочевыделения. Лабораторная диагностика 4
8 Семиотика поражения лимфоузлов, системы крови 4
9 Естественное вскармливание. 4
10 Искусственное и смешанное вскармливание детей. 4
11 Введение прикорма. Итоговый тест по питанию. 4
12 Итоговое занятие . Тест-контроль 2

ЦИКЛ.«ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ТЕРАПИЯ», 5 курс 10 семестр

№ занятия Тема Продолжительность, акад.час
1,2

Специфическая профилактика  инфекционных заболеваний. Организация работы прививочного кабинета в детской поликлинике. Особенности вакцинации детей при различных состояниях здоровья.

12
3,4

Организация лечебной работы врача педиатра. Правила оформления листов нетрудоспособности, рецептов. Понятие о стационаре на дому. Общие принципы лечения детей с остромы заболеваниями на участке.

8
5 Ведение детей с ОРИ на педиатрическом участке (диагностика, лечение, профилактика). 4
6 Ведение детей с бронхитами и пневмониями на педиатрическом участке. 4
7 Ведение детей с ангинами на педиатрическом участке (дифференциальная диагностика, лечение, диспансеризация). 4
8 Ведение детей с воздушно-капельными инфекциями на педиатрическом участке (диагностика, лечение, противоэпидемические мероприятия). 4
9

Ведение детей с ОКИ на педиатрическом участке (диагностика, лечение, противоэпидемические мероприятия).

4
10 Предотвращение особо опасных инфекций на педиатрическом участке. 4

 

ЦИКЛ «Поликлиническая и неотложная педиатрия» 6 курс, XII семестр 

№ занятия Тема Продолжительность в акад.час
1,2

Организация работы скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе. Принципы диагностики и методы реанимации при угрожающих и терминальных состояниях на догоспитальном этапе (сердечно-легочная реанимация, обструкция дыхательных путей).

12
2

Неотложная помощь при синдромах острой недостаточности кровообращения у детей, при аллергических реакциях.

8
3 Неотложная помощь при нарушении функции центральной нервной системы, утоплении, обморожении, солнечном ударе, судорожном синдроме, лихорадке. 8
4 Неотложная помощь при коме, укусах насекомых, змей, животных, ожогах. 8
5

. Организация работы врача в детском саду. Врачебный контроль при поступлении ребенка в детский сад, в период адаптации. Диспансеризация организованных детей. Неспецифическая и специфическая профилактика заболеваний в детском саду.

4
6 Контроль питания в детском саду и школе. Контроль физического воспитания в детском саду и школе. 4
7 Медицинское обслуживание учащихся общеобразовательных и специализированных школ. Подготовка детей к школьному обучению. 4
8

Санитарно-гигиенические нормы обучения детей в школе.  Профориентация.

4

 

   

Фонды оценочных средств
Фонды оценочных средств по "Название дисциплины":
         - для лечебного факультета (31.05.01 - Лечебное дело);
         - для педиатрического факультета (31.05.02 - Педиатрия);
         - для стоматологического факультета (31.05.03 - Стоматология).

 

 Экзамен 3 курс

Вопросы. 

  1. Педиатрия как наука о здоровье ребенка, ее место в системе общей медицины. Основные этапы развития и становления педиатрии в стране. Роль С.Д. Хотовицкого, Н.А. Тольского, Н.А.Филатова, Н.П. Гундобина, К.А. Раухфуса и др. в развитие отечественной педиатрии.
  2. Создание государственной системы охраны материнства и детства в нашей стране. Достижения отечественной педиатрии. Роль А.А.Киселя, В.И.Молчанова, М.С.Маслова, А.А.Колтыпина, Г.Н.Сперанского, Ю.Ф.Домбровской, А.Ф.Тура и др. в развитии отечественной педиатрии. Вклад в педиатрию ученых ХХ века (А.В. Мазурин, А И. Перевощикова, А.А. Баранов и.др.)
  3. Основные принципы организации и методы лечебно-профилактической помощи детям в нашей стране, ее преимущества. Профилактическое направление. Виды профилактики. Понятие о реабилитации и абилитации.
  4. Внутриутробное развитие плода. «Критические периоды». Роль внутриутробной гипоксии, интоксикации, инфекций, лекарств и др. факторов на органогенез и развитие плода. Антенатальная охрана плода (законы и декреты).
  5. Периоды детского возраста. Их характеристика. Взаимообусловленность морфологии и функции. Связь периодов детства и возрастной патологии.
  6. Особенности сбора анамнеза здорового и больного ребенка. Значение анамнеза для диагноза. Методика расспроса родителей по истории настоящего заболевания. Схема сбора анамнеза и оценка его составляющих.
  7. Понятие о самочувствии и состоянии. Критерии оценки тяжести состояния больного при острых и хронических заболеваниях. Токсикоз, его клинические проявления.
  8. Законы нарастания массы тела на I-ом году жизни и в последующие периоды детства. Семиотика основных нарушений массы тела (гипотрофия, паратрофия, ожирение).
  9. Роль наследственно-генетических факторов, условий внешней среды, вскармливания, воспитания для правильного развития ребенка. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушений нормального развития детского организма. Понятие об акселерации и ретардации.
  10. Законы нарастания длины на первом году жизни и в последующие периоды детства. Периоды вытяжения. Семиотика основных нарушений роста (гипостатура, нанизм, гигантизм).
  11. Морфологические и функциональные особенности ЦНС у ребенка. Рост и дифференцировка структур ЦНС после рождения ребенка (дифференцировка нейронов, процесс миелинизации, развитие различных отделов нервной системы и т.д.). Безусловные рефлексы.
  12. Становление условно-рефлекторной деятельности у детей на первом году жизни. Понятие об импритинге. Этапы развития речи.
  13. Нервно-психическое развитие у детей на 1-ом году жизни. Основные линии нервно-психического развития у детей, оценка по Печоре. Понятие об эпикризных сроках.
  14. Значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного канала у детей для выбора уровня люмбальной пункции. Состав ликвора. Значение изменения ликвора для диагностики заболеваний и поражений мозга (состав ликвора в норме, при гнойном и серозном менингитах, гидроцефалии). Менингеальный синдром.
  15. Режим дня, значение сна в развитии ребенка. Значение игры в познании детьми окружающего мира. Подбор игрушек для детей различного возраста. Роль среды и питания, перенесенных заболеваний и воспитания в развитии условно-рефлекторной деятельности ребенка.
  16. Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Особенности развития и функционирование придатков кожи. Изменение кожи при дефектах ухода. Требования к одежде детей различного возраста.
  17. Морфологические элементы кожи. Семиотика сыпей у детей при инфекционных и неинфекционных заболеваниях.
  18. Особенности строения подкожно-жирового слоя у детей. Химический состав жира. Распределение подкожно-жирового слоя. Тургор тканей. Отечность общая и ограниченная (склерема, склередема у новорожденных).
  19. Органы лимфатической системы (тимус, лимфатические узлы и др.) и их развитие после рождения. Синдром увеличения лимфатических узлов.
  20. История развития иммунологии как науки. Становление иммунной системы у детей. Критические периоды развития иммунной системы.
  21. Специфические и неспецифические факторы защиты. Гуморальные и клеточные звенья иммунитета у детей. Понятие об иммунодефицитных состояниях.
  22. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. Морфологические особенности строения мышц и их развитие у детей различного возраста. Периоды диспропорций роста костей и мышц. Значение физической нагрузки для детей различного возраста. Влияние гиподинамии на здоровье ребенка. Семиотика поражения мышечной системы.
  23. Анатомо-физиологические особенности костной системы. Костный и зубной возраст Время появления основных ядер окостенения. Порядок и сроки закрытия родничков и черепных швов.
  24. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Нормальные показатели содержания в крови кальция и фосфора, их экскреция. Суточная потребность детей различного возраста в кальции, фосфоре и витамине Д. Основные синдромы поражения при рахите. Профилактика рахита.
  25. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания. Органогенез бронхиального дерева и легких для понимания аномалий развития дыхательных путей (пищеводно-трахеальный свищ, бронхоэктазы, легочные кисты и т.д.). Механизм первого вдоха, клинические признаки незрелости дыхательного центра у недоношенных детей.
  26. Анатомические особенности строения легких. Сегментарное строение легких и его влияние на локализацию воспалительного процесса у детей раннего возраста. Проекция долей легких на грудную клетку-. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное.
  27. Этапы дыхания. Глубина, частота, минутный объем дыхания. Жизненная емкость легких, предел и резервы дыхания как показатель характера компенсаторных возможностей системы дыхания.
  28. Основные синдромы поражения дыхательной системы у детей. Семиотика поражения верхних дыхательных путей.
  29. Обструктивный синдром. Формы одышки.

30.Синдром дыхательной недостаточности. Причины, классификация, клинические проявления.

  1. Синдром крупнофокусной инфильтрации легочной ткани.
  2. Синдром скопления воздуха и жидкости в полости плевры.
  3. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов. Соотношение размеров полостей сердца и просвета сосудов, их значение для гемодинамических показателей.
  4. Органогенез сердечно-сосудистой системы, для понимания врожденных аномалий развития, их причины. Кровообращение плода. Механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения после рождения ребенка.

35.Возрастные особенности проекции  отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Семиотика изменений границ относительной сердечной тупости.

36.Особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой деятельности в возрастном аспекте: частота пульса и его особенности, ударный, минутный объем, скорость кровотока, количество циркулирующей крови, артериальное давление. Соотношение частоты дыхания и пульса. Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. 

37.Особенности звучности тонов сердца в возрастном аспекте. Семиотика сердечных шумов. Понятие о миокардите, эндокардите, перикардите.

  1. Врожденные пороки сердца: классификация, основные синдромы.
  2. Острая сердечная недостаточность: причины, классификация, клинические проявления.
  3. Хроническая сердечная недостаточность: причины, классификация, клинические проявления.
  4. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Обморок, коллапс, шок.
  5. Анатомо-физиологические особенности пищевода и желудка (их размеры у детей). Особенности секрето-, кислото- и ферментообразующей функции желудка. Семиотика поражения верхних отделов желудочно-кишечного тракта.
  6. Возрастные морфологические особенности полости рта, приспособления для сосания у новорожденных. Сосательный и глотательный рефлексы. Слюна, ее состав, значение. Слюнообразование у детей различного возраста. Стоматиты. Гингивиты.
  7. Анатомо-физиологические особенности тонкого и толстого кишечника. Скорость освобождения желудочно-кишечного тракта при различных видах вскармливания детей первого года жизни. Понятие о поворотах кишечника. Особенности расположения аппендикса для клинической диагностики острого аппендицита.
  8. Семиотика поражения кишечника. Копрологический синдром.

46.Анатомо-физиологические особенности  печени и поджелудочной железы. Основные функции печени. Активность ферментов поджелудочного сока у  детей различного возраста. Семиотика основных нарушений печени и поджелудочной железы.

  1. Эмбриогенез органов мочеобразования и мочеотделения для понимания аномалий развития почек у детей. Значение плацентарного пути элиминации продуктов обмена во внутриутробном развитии и сроки начала процесса мочеобразования. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения у детей.

48.Возрастные особенности клубочковой фильтрации, реабсорбции и секреции, методы их исследования. Количество и состав мочи у детей различного возраста.

  1. Мочевой синдром. Основные лабораторные проявления.
  2. Экстроренальные синдромы (отечный, гипертензионный, интоксикационный, азотемический, анемический).
  3. Синдромы нарушения мочеобразования и мочеиспускания.
  4. Синдромы острой и хронической почечной недостаточности. Причины, стадии, клинические проявления.
  5. Этапы эмбрионального кроветворения и особенности форменных элементов крови у плода. Особенности состава периферической крови у новорожденного ребенка.
  6. Кроветворение после рождения. Особенности состава периферической крови детей различного возраста. Изменения типов гемоглобина, количество эритроцитов, гемоглобина, ретикулоцитов, тромбоцитов, лейкоцитов, СОЭ, свертываемость, показатели гематокрита.
  7. Анемический синдром. Причины. Классификация анемий. Клинико-лабораторные проявления.
  8. Геморрагический синдром. Типы кровоточивости.
  9. Синдром лейкоцитоза и лейкопении.
  10. Роль надпочечников. Синдром гипер- и гипофункции надпочечников.
  11. Роль гипофиза. Гормоны гипофиза. Синдром гипо- и гиперфункции гипофиза.
  12. Роль щитовидной железы, ее гормоны. Синдром гипо- и гиперфункции щитовидной железы.
  13. Роль паращитовидных желез внутренней секреции, гормоны, синдром гипо- и гиперфункции паращитовидных желез.
  14. Особенности водно-солевого обмена, содержание воды в организме, распределение вне- и внутриклеточной жидкости в возрастном аспекте. Пути выделения жидкости из организма, роль каждого из них у детей. Нарушения водно-солевого обмена, причины их возникновения.
  15. Особенности белкового обмена. Потребность ребенка в белке, аминокислотах. Содержание белка и его фракций в сыворотке крови в возрастном аспекте. Семиотика основных нарушений белкового обмена, их клинические проявления.
  16. Особенности углеводного обмена, гидролиз и резобция углеводов, потребность в углеводах. Возрастные особенности содержания сахара в крови. Семиотика нарушения углеводного обмена, их клинические проявления.
  17. Особенности жирового обмена. Потребность ребенка в жирах. Роль и значение функций поджелудочной железы и печени в процессе переваривания и резобции жира в тонком кишечнике. Понятие о кетозе у детей. Семиотика нарушения жирового обмена, их клинические проявления.
  18. Особенности распределения энергии у детей различного возраста, их отличия от взрослых. Закономерности возрастных изменений основного обмена. Значение пластического обмена для роста и развития ребенка. Этапы обмена веществ (пищеварение,  резорбция, межуточный обмен, выделение конечных продуктов). Понятие о специфически динамическом действии пищи.
  19. Витамины, их значение для правильного развития ребенка. Участие витаминов в обменных процессах. Понятие о гипо- и гипервитаминозах.
  20. Ионограмма. Роль и значение катионов натрия, кальция, калия и магния. Понятие о гипо- и гиперкалиемии. Изменение ЭКГ при этих состояниях.
  21. Естественное вскармливание. Лактация, факторы ее определяющие. Состав молока, переходного и зрелого; молозива. Значение молозива в питании новорожденных детей первых дней жизни. Преимущества естественного вскармливания.
  22. Количественные и качественные различия в составе женского и коровьего молока.
  23. Режим и диета кормящей матери. Противопоказания для кормления грудью со стороны матери и ребенка.
  24. Формы и степени гипогалактии (первичная, вторичная, ранняя, поздняя), ее причины, меры предупреждения и лечение.
  25. Техника прикладывания ребенка к груди. Понятие о свободном вскармливании. Десять принципов ВОЗ для успешного грудного вскармливания. Способы расчета питания детей первых 10 дней жизни.
  26. Кормление ребенка после 10 дня жизни. Частота кормления и способы расчета объема пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах при различных видах вскармливания.
  27. Прикормы, правила и сроки их введения. Техника приготовления и введения блюд прикорма.
  28. Классификация молочных смесей, используемых для вскармливания детей первого года жизни. Оценка адекватности назначения искусственного кормления. «Гарантийное молоко».
  29. Смешанное вскармливание. Показания к назначению смешанного вскармливания. Техника и правила докармливания. Молочные смеси, применяемые в качестве докорма. Методы определения количества докорма. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах при смешанном вскармливании.
  30. Питание здоровых детей старше 1 года, набор используемых продуктов и требования, предъявляемые к пище. Распределение суточного калоража пищи. Потребность в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах, калориях.
  31. Организация питания детей в детских учреждениях. Групповая система по Ю. Полтевой.
  32. Лечебные диеты, применяемые при различных заболеваниях. Столы по Певзнеру. Стандартные диеты.

 

Экзамен 6 курс

1. Задача (темы).

Перечень неотложных состояний, диагноз, алгоритм неотложной помощи на догоспитальном этапе (амбулаторном и этапе скорой МП), расчет лекарственного средства, условия транспортировки: 1. Лихорадка. 2. Септический шок. 3. Нейротоксикоз. 4. Утопление. 5. ОСЛТ. 6. Эпиглоттит. 7. Бронхообструктивный синдром. 8. Бронхиолит. 9. Астматический статус. 10. Анафилактический шок. 11. Отек Квинке. 12. Крапивница 13. Синкопальные состояния. 14. Острая дыхательная недостаточность. Внезапная остановка и декомпенсация дыхания. 15. Инородное тело дыхательных путей. 16. Острая сердечная недостаточность. 17. Одышечно-цианотические приступы. 18. Нарушения сердечного ритма. 19. Судорожный синдром. 20. Спазмофилия. 21. Ингаляции дыма. 22. Отравления. 23. Эксикоз.

2. Вопросы к экзамену 6 курса  по Поликлинической педиатрии.

Раздел1.

1. Структурно-функциональные подразделения детской поликлиники. Дневной стационар, стационар на дому. Организация работы детской поликлиники, штаты, задачи, принципы работы.

2. Должностные обязанности участкового педиатра и врача общей практики (профилактическая, лечебная, санитарно-просветительская, противоэпидемическая). Документация педиатрического участка. Паспорт участка.

3 Законодательные основы оказания медицинской помощи детям и подросткам. Приказы, регламентирующие работу детской поликлиники.

4. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи по профилю «Педиатрия».

5. Роль кабинета здорового ребенка. Комплексы гимнастики и массажа детям раннего возраста.

6. Организация работы и задачи отделения по организации медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях детской поликлиники. Функциональные обязанности врача образовательного учреждения.

7. Этапы и виды профилактики и диспансеризации детей. Понятие о санологии.

8. Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях. Функциональные обязанности врача ДДУ.

9. Критерии оценки эффективности работы участкового педиатра.

10. Показания к направлению на медико-социальную экспертизу (критерии). Организация медицинского обслуживания ребенка-инвалида.

11. Национальный календарь профилактических прививок. Характеристика и классификация вакцинальных препаратов. 

12. Организация прививочной работы. Условия хранения вакцин, понятие о «холодовой цепи». Вакцинация лиц, не привитых по календарю.

13. Подготовка к вакцинации. Наблюдение в поствакцинальном периоде. Поствакцинальные реакции. Тактика последующих вакцинаций.

14. Виды вакцин, их состав. Абсолютные и относительные противопоказания к вакцинации

. 15. Вакцинация детей с нарушенным состоянием здоровья, с иммунодефицитами.

16. Поствакцинальные осложнения, врачебная тактика. Профилактика поствакцинальных осложнений.

17. Санаторно-курортное лечение детей: показания и противопоказания, организация, лечебные факторы, принципы реабилитации.

18. Сроки, цель и особенности проведения дородовых патронажей. Антенатальная охрана плода.

19. Сроки, цели патронажей новорожденного ребенка, правила оформления, рекомендации на дому. Оценка онтогенеза.

20. Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья у детей раннего возраста. Показатели функционального состояния органов и систем, психического здоровья детей, оценка резистентности. Группы риска.

21. Пограничные состояния новорожденных. Причины, критерии диагностики, принципы лечения, профилактика. Ведение на педиатрическом участке.

22. Комплексная оценка состояния здоровья новорожденного ребенка, группы здоровья и группы риска у новорожденных детей.

23. Питание детей до года при искусственном вскармливании. Виды смесей, требования к ним. Основные отличия искусственных молочных смесей от грудного молока

. 24. Питание ребенка первого года жизни при естественном вскармливании. Десять принципов естественного вскармливания ВОЗ. Преимущества естественного вскармливания. Правила введения прикорма.

25. Питание ребенка дошкольного возраста. Суточный объем, потребность в основных ингредиентах. Организация питания в дошкольных учреждениях.

26. Питание ребенка старшего возраста. Суточный объем, потребность в основных ингредиентах. Организация питания в школе.

27. Воспитание здорового ребенка первого года жизни. Организация диспансерного наблюдения.

28. Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Документация. Профилактика дезадаптации.

29. Адаптация и дезадаптация ребенка к дошкольному учреждению, врачебный контроль. Причины, варианты проявления дезадаптации ребенка к ДДУ, коррекция, профилактика и прогноз.

30. Физическое воспитание детей в детском саду и школе: группы, контроль, медико-педагогическое наблюдение.

31. Школьная адаптация и дезадаптация. Врачебно-педагогический контроль.

32. Принципы, формы, группы закаливания детей раннего возраста.

33. Подготовка ребенка к поступлению в школу. Медицинские критерии готовности ребенка к школе.

34. Критерии комплексной оценки состояния здоровья детей раннего возраста. Ведение детей группы риска на синдром внезапной смерти.

35. Критерии комплексной оценки состояния здоровья детей старшего возраста. Профилактические осмотры у детей старше 3-х лет.

36. Подростковый врач. Функциональные обязанности. Порядок передачи подростков 18 лет под наблюдение во взрослую поликлинику.

37. Заболевания детей в подростковом возрасте и их связь с анатомо-физиологическими особенностями. Особенности профессиональной ориентации подростков.

38. Диспансеризация здорового ребенка первого года жизни.

39. Диспансеризация здорового ребенка второго-шестого года жизни. Подготовка к школе.

40. Диспансеризация здорового ребенка школьного возраста. Этапы, сроки, порядок организации текущих осмотров.

Раздел 2.Острый больной.Краткосрочная «д»

1. Организация лечебной работы участкового педиатра. Наблюдение на дому. Понятие стационара на дому. Показания к госпитализации.

2. Организация скорой и неотложной помощи детскому населению на догоспитальном этапе. Сумка-укладка участкового врача, шкаф неотложной помощи в поликлинике, детском образовательном учреждении.

3. Перечень особо опасных инфекций, общая характеристика, первичные противоэпидемические мероприятия при выявлении особо опасных инфекций в медицинских учреждениях.

4. Экспертиза временной нетрудоспособности, правила выписывания больничных листов в условиях детской поликлиники.

5. Острые респираторные вирусные инфекции. Ведение на педиатрическом участке. Клинико-фармакологическая характеристика противовирусных и жаропонижающих средств.

6. Острые кишечные инфекции. Ведение на педиатрическом участке. Профилактика.

7. Рецепт: виды рецептов, правила выписывания, понятие о международном непатентованном и торговом наименовании. Клинико-фармакологическая характеристика антимикробных препаратов, назначаемых на педиатрическом участке, возрастные дозировки, рецепты.

8. Воздушно-капельные инфекции вирусной этиологии. Ведение на педиатрическом участке. Профилактика.

9. Воздушно-капельные инфекции бактериальной этиологии. Ведение на педиатрическом участке. Профилактика.

10. Топический диагноз при острых респираторных вирусных инфекциях (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит). Местно действующие препараты при ринофарингитах.

11. Отиты. Ведение на педиатрическом участке.

12. Пневмонии. Ведение на педиатрическом участке. Диспансеризация детей при пневмониях.

13. Обструктивные бронхиты. Ведение на педиатрическом участке. Дифференциальная диагностика.

14. Острые тонзиллиты. Диспансеризация детей с тонзиллитами, аденоидитами. Ведение на педиатрическом участке.

15. Острые риносинуситы. Ведение на педиатрическом участке.

16. Вирусные гепатиты. ВИЧ- инфекция. Диспансеризация. Профилактика.

17. Недоношенный ребенок. Ведение на педиатрическом участке.

18. Рахит, спазмофилия, гипервитаминоз D. Ведение на педиатрическом участке. Профилактика.

19. Перинатальное поражение ЦНС. Ведение на педиатрическом участке. 20. Кожные проявления аллергии у детей раннего возраста. Ведение на педиатрическом участке.

21. Младенческие колики, срыгивания, функциональные запоры, диареи, дисхезии у детей раннего возраста. Ведение на педиатрическом участке.

22. Патологические желтухи новорожденных. Ведение на педиатрическом участке.

23. Белково-энергетическая недостаточность (ЗВУР, приобретенная гипотрофия). Диспансеризация.

24. Анемии детей раннего возраста. Диспансеризация.

25. Паратрофия, аномалии конституции. Диспансеризация.

26. Группа социального риска и риск врожденных пороков развития. Критерии выделения. Диспансеризация.

27. Часто болеющие дети. Ведение на педиатрическом участке.

28. Гнойно-септические заболевания и внутриутробные инфекции у детей раннего возраста. Ведение на педиатрическом участке.

ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ДОЛГОСРОЧНАЯ «Д»

29. Диспансеризация детей с атопическим дерматитом и поллинозами. 30. Диспансеризация детей с инфекциями мочевой системы.

31. Диспансеризация детей с гломерулонефритом.

32. Диспансеризация детей с билиарной патологией и панкреатитами.

33. Диспансеризация детей с хроническими гастродуоденитами и язвенной болезнью.

34. Диспансеризация детей с бронхиальной астмой.

35. Диспансеризация детей с хроническими неспецифическими заболеваниями легких (БЛД, ВПР, хронический бронхит, муковисцидоз).

36. Диспансеризация детей с врожденными пороками сердца.

37. Диспансеризация детей с кардитами, нарушениями ритма, ревматизмом.

38. Диспансеризация детей с патологией крови (геморрагический васкулит, тромбоцитопении, коагулопатии, лейкоз).

39. Диспансеризация детей с сахарным диабетом, ожирением, артериальной гипертонией.

40. Диспансеризация детей с патологией щитовидной железы, надпочечников, адреногенитальным синдромом.

График консультаций на весенний семестр 2020-2021 уч.г.
 

ФИО преподавателя День, время приема отработок Место приема
Ермакова М.К, понедельник, 12.00-15.00 ДП №8
Матвеева Л.П. Вторник, 12.00-15.00 ДП№8
Капустина Н.Р, Среда, 12.00-15,00 ЖДБ
Ботникова Е.А, Четверг, 12.00-15.00 ДП№8
Найдёнкина С.Н. Четверг, 12.00-15.00 ДП №8
Ясавиева Р.И. Понедельник, 12.00-15.00 ДП№2

 

Расширения для Joomla