История вуза

Содержание[Скрыть]

Год 1933 - открытие

Ижевская государственная медицинская академия - первый корпусИжевская государственная медицинская академия - первый корпус Открытие Ижевского государственного медицинского института было обусловлено острейшей необходимостью во врачебных кадрах быстро развивающегося региона России - Удмуртии. Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 15.04.1933 г. было принято решение об открытии в городе Ижевске Удмуртской автономной области медицинского института (первоначально в составе одного факультета - лечебного).
Президиум облисполкома УАО постановил: открыть мединститут в городе Ижевске Удмуртской автономной области с 1 сентября 1933 года. На основании этого постановления были выделены помещения для кафедр и квартиры для первых приглашенных преподавателей, организованы подготовительные курсы для будущих абитуриентов из числа удмуртов и других национальностей соседних автономных республик и областей, определен коечный фонд клинических баз (670 коек).
Сложные задачи встали перед вновь созданным институтом. Необходимо было обеспечить учебный процесс, развернуть научные исследования, вытекающие из нужд практического здравоохранения и состояния здоровья населения области и параллельно решать организационные вопросы.

Период становления

В августе 1933 г. на первый курс был зачислен 171 студент и 1 сентября 1933 года к работе в ИГМИ приступили 24 преподавателя, в том числе четыре профессора и три доцента. Функционировали четыре кафедры: нормальной анатомии, общей химии, физики, биологии.
Позднее, в 1934 году, были организованы кафедры: гистологии, акушерства и гинекологи, биохимии, общей гигиены, нормальной физиологии.
С 1935 года начали функционировать кафедры: пропедевтики внутренних болезней, оперативной хирургии и топографической анатомии, общей хирургии, патологической физиологии, общественных дисциплин, микробиологии, патологической анатомии, фармакологии, физического воспитания.
В 1937 году начали работать еще десять кафедр: госпитальной хирургии, глазных болезней, детских болезней, нервных болезней, судебной медицины, госпитальной терапии, кожных и венерологических болезней, болезней уха, горла, носа, инфекционных болезней, психиатрии.
В 1938 году были организованы кафедры: социальной гигиены и иностранных языков, а в 1944-м - кафедра военно-медицинской подготовки.
В оснащении кафедр учебными пособиями первоначально принимал участие 2-й Московский медицинский институт. 

Решение поставленных задач

В период становления перед коллективом стояли задачи по завершению оформления института как полноценного высшего учебного заведения. Необходимо было улучшить работу медицинского рабфака и подготовительных курсов в городах Глазове и Ижевске, форсировать строительство морфологического корпуса, создать новые кафедры и лекционные аудитории на клинических базах, организовать занятия студентов в поликлиниках.
Эти вопросы и стали основным содержанием деятельности руководства института в 1937-1940 гг. И как результат проделанной организационной работы к 1940 г. в ИГМИ сформировался основной костяк руководителей кафедр, принесших из медицинских институтов Перми, Одессы, Горького, Ленинграда, Саратова и других крупных городов определенные традиции, солидный опыт в организации учебной и научной работы медицинских вузов. Институт стал способен начать подготовку национальных кадров ученых из числа местных врачей, которые пришли сюда в качестве первых ассистентов кафедр.

Год 1938 - первый выпуск

Поистине знаменательное событие произошло в 1938 году: состоялся первый выпуск 109 врачей, 79 из которых были направлены на работу в лечебные учреждения Удмуртии. В этом же году институт занял по итогам работы первое место среди медицинских вузов РСФСР. С первым выпуском в институте открылась возможность подготовки научных кадров через аспирантуру из числа выпускников, что расширило возможности роста национальных кадров ученых-медиков.

Игми в военные и послевоенные годы

К 1941 году ИГМИ превратилась в сложившийся коллектив, способный решать весь комплекс вопросов, связанных с подготовкой врачебных кадров, подготовкой преподавательского состава высокой квалификации, организацией научных исследований и обеспечением на должном уровне лечебно-диагностического процесса в клиниках.
За годы войны, несмотря на крайне сложные условия работы вуза, было осуществлено пять выпусков. Страна получила 762 врача, большинство из них были направлены в действующую армию и тыловые госпитали. В планах научных работ в течение этого времени преобладали темы, связанные с военным травматизмом. В разработку этих тем были вовлечены все кафедры института.
Для выполнения новых задач по учебной и научной работе в послевоенные годы необходимо было укрепить материальную базу кафедр и расширить клинические базы. Большая работа в этом направлении была проделана в 60-80-х годах. Активно работали цикловые методические комиссии и центральный координационный методический совет академии. Под их руководством разрабатывались вопросы комплексирования и преемственности преподавания, были составлены и внедрены в учебный процесс сетевой план координированного преподавания во временных интервалах ряда тем и разделов на теоретических, медико-биологических и клинических кафедрах, планы преемственности в преподавании военно-медицинских дисциплин, составлены сквозные межкафедральные программы преподавания вопросов неотложной помощи в хирургии, онкологии, гематологии, нефрологии и урологии.
В учебном процессе активно применялись технические средства, улучшилось оснащение лабораторным оборудованием, были сделаны учебные кинофильмы. В начале 80-х годов создан вычислительный центр, началось внедрение в педагогический процесс вычислительной техники.

Новое время

В 1995 г. институт получил статус академии. На протяжении всех лет своего существования Ижевская государственная медицинская академия занимала достойное место среди медицинских вузов Российской Федерации по уровню и организация методического обеспечения учебного процесса. В академии традиционным было глубокое понимание того, что успешное решение задач по подготовке высококвалифицированных врачебных кадров определяется уровнем организации и постановки учебно-методической работы, эффективностью форм и методов преподавания, методологическим уровнем педагогического процесса, умелым сочетанием нравственного и профессионального воспитания будущих специалистов.

Еще больше материалов по истории становления академии смотрите в разделе "Музей истории ИГМА".

ФГБОУ ВО "Ижевская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения России сегодня опирается на опыт прошлых лет, солидную техническую и учебную базы, имеет сильный профессорско-преподавательский состав и предлагает подготовку специалистов, соответствующую федеральным государственным образовательным стандартам, уровень образования - специалитет:

- Лечебное дело (31.05.01)

- Педиатрия (31.05.02)

- Стоматология (31.05.03)

Контингент обучающихся на 2021-2022 учебный год на лечебном факультете составляет 2350 студентов, на педиатрическом – 740 и на стоматологическом факультете – 498 студентов.

Реализуется 31 программа подготовки кадров высшей квалификации - программам ординатуры (акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, клиническая лабораторная диагностика, рентгенология, патологическая анатомия, судебно-медицинская экспертиза, детская хирургия, педиатрия, психиатрия, дерматовенерология, инфекционные болезни, кардиология, лечебная физкультура и спортивная медицина, неврология, терапия, фтизиатрия, нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, урология, челюстно-лицевая хирургия, организация здравоохранения и общественное здоровье, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, детская стоматология, ортодонтия). Обучение в ординатуре составляет 2 года. В 2021-2022 учебном году обучение проходят 520 ординаторов.

Реализуется 3 направления подготовки в аспирантуре, где на настоящий момент обучается 75 человек.

Обучение проводится в просторных аудиториях, оснащенных аудио- и видеотехникой, современным компьютерным оборудованием. Имеется просторный читальный зал. В академии функционирует библиотека учебно-методической и научной литературы, максимально отвечающая потребностям своих читателей.

В академии имеются: три благоустроенных общежитиядетский садспортивно-оздоровительный комплекс,  столовая, многопрофильный медицинский центр "ИГМА-Доктор"стоматологическая клиническая поликлиника ИГМА.

Официальные наименования академии

с осени 1933 г.

Постановление №341 Совнаркома РСФСР от 15 апреля 1933 года
Ижевский  медицинский институт

с 1985 г.

Устиновский ордена Дружбы народов государственный медицинский институт

с 1987 г.

Ижевский государственный медицинский институт

с 26.09.1995 г.

Ижевская государственная медицинская академия

с июня 2004 г.

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия»

с марта 2005 г.

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

с 27.12.2010 г.

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

с 16.06.2011 г.

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

с 27.09.2012 г.

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

с 23.06.2016 г.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская госудрственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации