Для слабовидящих
  • Font size:
  • Decrease
  • Reset
  • Increase

Адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281, морфологический корпус, 5 этаж

Тел. 8(3412)91-82-87 (доб. 120)

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Руководитель кафедры: Трефилов Владимир Александрович, кандидат философских наук, доцент

О кафедре

Новости

Объявления

 Заседание кружка СНО "История и философия медицины" (научный руководитель Н.П. Башкова) состоится в понедельник 25 декабря 2017 года в 16.20.

Место проведения : аудитория 109 морфологического корпуса.

Поздравляем победителей и дипломантов

XVII-ой межвузовской научно-практической конференции молодых учёных и студентов!

Секция. Социальная метафизика и антропология:

I место - О.В. Камашева (201П)

Научный руководитель: ст. преп. Н.П. Башкова

ПРОЗВИЩЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

II место -А.А. Башурова (201П)

Научный руководитель: ст. преп. Н.П. Башкова

ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

III место - З.И. Гилязева (201П)

Научный руководитель: ст. преп. Н.П. Башкова

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ФЕНОМЕНА ЖЕРТВЕННОСТИ В СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Секция 34. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ:

I место - В.А. Гончар, Э.Р. Карамуллина (202П)

Научный руководитель: ст. преп. Н.П. Башкова

Религиозное мировоззрение врачей

II место - Э.Ф Абдуллина (221Л)

Научный руководитель: ст. преп. Н.П. Башкова

Репрезентативность представлений о диалектике души и тела в контексте медицины

III место - А.А. Головизнина (220Л)

Научный руководитель: ст. преп. Н.П. Башкова

Проблема смысла жизни в судьбе и творчестве Н.И. Пирогова

Секция 32. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА:

I место - А.А. Арамян (105С)

Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Н.Н. Иванова

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.В. ПУТИНА И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

II место - О.А. Баллеева (109С), В.А. Вахрушева (110С)

Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Н.Н. Иванова

"МУЛТАНСКОЕ ДЕЛО" И В.Г. КОРОЛЕНКО

III место - К.В. Юрченко (104С)

Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Н.Н. Иванова

МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Секция 41. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА:

I место - Р.Х. Насибов, В.С. Петренко (205Л), М.А. Лобанов (206Л)

Научный руководитель: канд. филос. наук, доц. В.А. Трефилов

ОТНОШЕНИЕ СУДЕНТОВ ИГМА К РЕЛИГИИ (НА МАТЕРИАЛАХ КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

II место - Т.В. Харламова (208Л)

Научный руководитель: канд. филос. наук, ст. преп. Н.А. Каштанова

ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД ЛЮДЬМИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

III место - Е.В. Кудрявцева, Ю.В. Миронова, Е.А. Перевощикова (206Л)

Научный руководитель: канд. филос. наук, доц. В.А. Трефилов

ТИБЕТСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ

 

 

История

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Кафедра философии и гуманитарных наук ИГМА существует c 1991 г. Она образовалась в результате слияния двух кафедр: философии и научного коммунизма, истории КПСС и политэкономии. Истоки ее восходят к 1935 г., когда в Ижевском медицинском институте был введен курс «Диалектического материализма, диалектики природы и ленинизма». Так возникла кафедра общественных дисциплин. Ее первый руководитель – Сидор Петрович Горбушин (1935 – 1938) – возглавлял также вузовскую парторганизацию.

С.П. Горбушин
За годы своего существования кафедра претерпела несколько реорганизаций: кафедра общественных дисциплин (1935 – 1940), кафедра основ марксизма-ленинизма (1940 – 1945), кафедра марксизма-ленинизма (1945 – 1975). В 1975 г. ее разделили на две самостоятельные кафедры: истории КПСС и политэкономии, философии и научного коммунизма.За годы своего существования кафедра претерпела несколько реорганизаций: кафедра общественных дисциплин (1935 – 1940), кафедра основ марксизма-ленинизма (1940 – 1945), кафедра марксизма-ленинизма (1945 – 1975). В 1975 г. ее разделили на две самостоятельные кафедры: истории КПСС и политэкономии, философии и научного коммунизма.
Политические и идеологические потрясения, которых в истории нашей страны было предостаточно, непосредственно отражались на общественных науках и подходах к их преподаванию. Известно, что в советский период подготовка любого специалиста предполагала, прежде всего, формирование его идейно-политических взглядов, что и обеспечивали обществоведы. На них возлагалась основная воспитатетльная, пропагандистстская работа, как в стенах вуза, так и среди "широких народных масс.
Сотрудники кафедры должны были немедленно реагировать на изменение партийного курса и внедрять новые идеи в сознание студентов и преподавателей. С этой целью уже в 1935 г. был создан кружок диалектического материализма для преподавателей. В ИГМИ, как и повсей стране, было развернуто социалистическое соревнование. Интересно, что в 30-е годы участие в "стахановском движении" было обязательным даже для вузов.Начало научно-исследовательской работе кафедры положила кандидатская диссертация С.П. Горбушина «Философия Платона и Аристотеля в освещении неокантианца В. Виндельбанда». В 1935 г. ее научная деятельность объединялась темой «Естественнонаучные основы антирелигиозной пропаганды по удмуртским весенним религиозным праздникам».

П.Д. Бумин
В годы войны главной задачей кафедры основ марксизма-ленинизма, партийной организации ИГМИ стала «мобилизация сил для разгрома врага». В этот трудный период кафедрой заведовал доцент П.Д. Бумин (1938 – 1955 гг., в 1942 – 1946 гг. он был также секретарем парторганизации института). Преподаватели П.А. Минеев, Г.П. Макаров были мобилизованы в Красную Армию. Их место заняли молодые сотрудники – Н.А. Рогознева, Е.И. Башкирцева (секретарь комсомольской организации института), И.А. Тарасенко.Вся учебная, воспитательная работа кафедры проводилась «с увязкой вопросов Великой Отечественной войны». Был разработан курс лекций по теме «Великая Отечественная война Советского Союза против гитлеровской Германии», проведено четыре конференции среди профессорско-преподавательского состава «главным образом по книге тов. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза».


В послевоенный период происходила перестройка высшего медицинского образования, что отразилось и на кафедре марксизма-ленинизма. В 50 – 70-е гг. ее возглавляли В.К. Попов (1955 – 1961), В.М. Грабченко (1961 – 1964), Л.И. Котов (1964 – 1968), И.Я. Бибик (1969 – 1975). Большой вклад в развитие кафедры внесли доценты З.А. Зорина, В.Е. Якубовский, Н.А. Мошкин, И.П. Емельянов,  старшие преподаватели З.И. Попко, И.А. Пахомова, М.П. Сметанин, А.М. Розенберг, А.В. Рапенкова, ассистенты А.Ф. Соболева, А.М. Васильев, П.А. Костин, А.П. Мохова, В.П. Морозов.

Кафедра марксизма-ленинизма 1960-е г...
 Основное внимание уделялось учебно-методической работе. Протоколы заседаний кафедры свидетельствуют о том, насколько тщательно разрабатывались тексты лекций, обсуждалось их содержание, вносились методические поправки. Большую роль в организации учебного процесса играл кабинет марксизма-ленинизма. В разные годы его возглавляли М.В. Боброва, Э.М. Ситников, М.И. Кочуров, Т.В. Трефилова.
Преподаватели кафедры должны были «последовательно и неуклонно внедрять в массы» основные идеи партийных документов, решений пленумов и съездов. Так, после XX съезда КПСС кафедра активно приступила к «разоблачению культа личности» на лекциях и семинарах, студенческих и преподавательских конференциях. Обществоведы также проводили учебу комсомольского актива и политинформаторов (Н.А. Мошкин), руководили СНО (З.А. Зорина), редактировали стенгазету «Пульс» (И.А. Пахомова) и т.д. Сотрудники кафедры возглавляли партийную организацию института (Н.А. Мошкин, З.И. Попко), руководили идеологической работой (Н.А. Мошкин, Б.П. Басов, И.А. Пахомова). З.И. Попко, И.З. Заболотских, М.П. Сметанин, А.В. Рапенкова неоднократно избирались в государственные и партийные органы Удмуртии.


Преподаватели-обществоведы, являясь членами общества «Знание», ежегодно читали для населения от 60 до 100 лекций, издавали брошюры в помощь агитаторам (напр., Л.И. Котов «45 лет со дня первого субботника», 1964). В эти годы в институте начал работу философский семинар, основной целью которого было повышение методологического уровня преподавания как теоретических, так и клинических дисциплин. Особенно большое внимание его работе уделяли доценты Л.И. Котов, З.А. Зорина, старший преподаватель З.И. Попко.
Научная деятельность кафедры в 50 – 70-е гг. проходила по нескольким направлениям: проблемы социалистического строительства, коммунистическое воспитание молодежи, национально-государственное становление Удмуртской автономии и др. Был защищен ряд диссертаций: В.К. Попов «Образование Удмуртской автономии и борьба большевиков Удмуртии за экономический и культурный подъем (1921 – 1925)»; Б.П. Басов «Некоторые особенности освободительного движения в Латинской Америке». Также в этот период диссертации защитили Л.И. Котов, З.А. Зорина, З.И. Попко, И.А. Пахомова. Силами кафедры издавались сборники статей (напр., «Воспитание нового человека – практическая задача наших дней» под ред. Л.И. Котова, 1964).
В 1975 г. кафедра марксизма-ленинизма была разделена. Кафедру философии и научного коммунизма возглавил Борис Павлович Басов (1976 – 1987), кафедру истории КПСС и политэкономии – Иван Захарович Заболотских (1975 – 1987). В 1987 – 1991 гг. эти кафедры возглавлялись соответственно  Александром Борисовичем Бучкиным и Инной Александровной Пахомовой.

Кафедра философии и научного коммуни...
В 70 – 80-е гг. кафедра философии и научного коммунизма пополнилась молодыми перспективными кадрами: В.А. Трефилов, Т.В. Трефилова, Т.Ф. Кабирова, А.И. Шарапов, В.Н. Левина, Н.А. Печерских, С.П. Печерских, которые внесли существенный вклад в ее развитие. Успешно окончив аспирантуру, защитили диссертации В.А. Трефилов, Т.Ф. Кабирова, В.Н. Левина.
Кафедра истории КПСС и политэкономии также принимала активное участие в общественной и научной жизни института и республики. Так, Н.А. Мошкин был одним из авторов «Очерков истории Удмуртской организации КПСС», И.З. Заболотских и И.А. Пахомова исследовали отдельные проблемы истории Удмуртии. А.В. Рапенкова, давая экономические знания будущим врачам, активно занималась и общественной работой. Была председателем комиссии по делам молодежи Октябрьского райсовета, партгрупоргом кафедры. В гуще событий института были также молодые преподаватели истории партии Е.И. Белова и Е.Ю. Баженова, преподаватели политэкономии Н.А. Кучерявых и Е.А. Полищук.


С началом перестройки кафедры общественных наук испытали методологические и организационные трудности. Курсы, которые раньше преподавались на протяжении десятилетий без существенных изменений, вплоть до сер. 90-х гг. стали пересматриваться почти ежегодно, вводились новые дисциплины, но при этом отсутствовали программы, единые учебники. Следует отметить, что кафедрам удалось с честью выйти из создавшегося положения. Основная тяжесть по реформированию учебно-методической работы легла на плечи опытных преподавателей – З.И. Попко (и.о. зав. кафедрой философии и научного коммунизма в 1987 г.), доцентов Б.П. Басова, В.А. Трефилова, В.Н. Левиной, Т.Ф. Кабировой, И.А. Пахомовой, А.В. Рапенковой, Е.И. Беловой. Активное участие в этом процессе приняли и их коллеги, пришедшие в коллектив после перестроечного 1985-го года: А.А. Государев, В.В. Иванов, Н.П. Башкова, Н.Н. Иванова, Л.В. Мерзлякова, И.Г. Шевченко, Г.П. Перевозчикова. 
В 1991 г. кафедры общественных наук были вновь объединены. Новую кафедру философии и гуманитарных наук возглавил доцент Владимир Александрович Трефилов, который до настоящего времени является ее руководителем.

Кафедра философии и гуманитарных нау...
Кафедра была многопрофильна, здесь преподавались философия, биоэтика, история Отечества, экономика, история медицины, психология, элективные курсы (культурология, религиоведение, политология). Таковой она остается и по сей день. В настоящее время курсы экономики и психологии преподаются на других кафедрах.
Научная работа кафедры в 1990-е гг. имела ряд направлений, которые свидетельствовали об отказе от прежних идеологических догм. В 1997 г. были защищены кандидатские диссертации: Л.А. Левчук «Педагогические технологии формирования языковой и речевой компетенции иностранных студентов»; Н.Н. Иванова «Становление и развитие системы здравоохранения в Вятской губернии в 60 – 90-е гг. XIX в.»; Л.В. Мерзлякова «Чиновничество Вятской губернии первой половины XIX в.».
С конца 90-х гг. научно-исследовательская деятельность кафедры объединяется темой «Проблема человека в философии и современном естествознании». Готовятся к защите диссертации: докторская – В.А. Трефилов «Надконфессиональная синкретическая религиозная философия»; кандидатская – Н.П. Башкова «Душа как механизм целостности организма человека».


Свои научные исследования продолжают и другие преподаватели: В.Н. Левина разрабатывает проблемы методологии и этики доказательной медицины, Н.Н. Иванова занимается историей здравоохранения Вятского края и Удмуртии, И.Г. Шевченко и О.В. Клюжева – историко-медицинской проблематикой. Среди научных разработок Н.А. Каштановой новое направление – музеефикация как креативная трансформация личностного и социального пространства. Заведующий кафедрой В.А. Трефилов является соавтором вузовского учебника «Основы религиоведения». К своему 75-летию кафедра издала сборник научных работ «Проблема человека в философии и современном естествознании» (2011).
Большую помощь кафедре оказывали и оказывают совместители: профессора Н.М. Попова, Н.А. Печерских, доценты В.В. Иванов, Н.В. Белокрылова, С.П. Печерских, старшие преподаватели А.П. Мохова, О.В. Клюжева. Многие годы совместителем на кафедре работал профессор Б.А. Родионов, участвуя в подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по философии.
Важную роль в организации учебного процесса и его методическом оснащении играет кабинет гуманитарных наук, которым уже много лет заведует Г.П. Перевозчикова. Книжный фонд кабинета составляет 1250 экземпляров, ежегодно его посещают от 7 до 8 тыс. студентов.
Доценты кафедры В.А. Трефилов, В.Н. Левина и приглашенные профессора Н.А. Печерских, Н.М. Попова, А.С. Димов ежегодно читают курс лекций и принимают вступительный экзамен в аспирантуру по философии и кандидатский экзамен по истории и философии науки.
Как и прежде, кафедра принимает активное участие в жизни академии, города Ижевска и республики. Ее сотрудники являются руководителями СНО, кураторами студенческих групп. В.Н. Левина входит в состав ЦКМС и Этического экспертного комитета академии. В.А. Трефилов, В.Н. Левина имеют звание Заслуженного работника народного образования Удмуртской республики. Заведующий кафедрой В.А. Трефилов известен в Удмуртии и за ее пределами не только благодаря своей научной и лекционной деятельности, но и как поэт и художник, редактор литературного альманаха «Аквилон».

 
Кафедра философии 2015

                    

 

Сотрудники

Трефилов Владимир Александрович
ТРЕФИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

В.А. Трефилов родился в г. Ижевске, в семье научного работника. Закончил исторический факультет Удмуртского пединститута в 1970 г. и аспирантуру на философском факультете МГУ в 1979 г. В Ижевской государственной медакадемии работает с 1975 г., с 1991 г. заведует кафедрой философии и гуманитарных наук. Кандидат философских наук, специалист по религиозной философии, автор более 50 научных работ, в т.ч. соавтор учебника «Основы религиоведения. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2008», выдержавшего 5 изданий. Тема докторской диссертации В.А. Трефилова «Синкретическая надконфессиональная религиозная философия».

Многообразна общественная деятельность В.А. Трефилова. В т.ч. он является членом Ученого Совета республиканского музея им. М.Т. Калашникова, читает в этом музее цикл публичных лекций «Геополитика в мировой истории».

В.А. Трефилов – поэт, автор книги сонетов «Зерно огня» (М.: Прометей, 1989.), переведенной на английский язык. С 2002 г. он является Председателем Союза литераторов Удмуртии – неформальной поэтической организации, объединившей более 30 поэтов и писателей. Под его редакцией издано 4 выпуска литературного альманаха «Аквилон» (2002, 2003, 2005, 2009).

В.А. Трефилов – художник, создавший более 200 картин в стиле трансреализма. В т.ч. им написана картина «Звезда Полынь» (1997), за 4 года предсказавшая американскую трагедию 11 сентября 2001 г. Работы В.А. Трефилова были представлены на 18 выставках и находятся во многих частных коллекциях России, Англии, США. О его творческой и научной деятельности снято 5 телевизионных фильмов телестудиями ГТРК «Удмуртия», «Русская легенда» и др.

 
Левина Вера Наумовна
ЛЕВИНА ВЕРА НАУМОВНА

В.Н. Левина родилась в Свердловске. После окончания философского факультета Уральского госуниверситета в 1977 г. поступила на работу в Ижевский мединститут ассистентом кафедры философии и научного коммунизма. В 1985-1988 гг. В.Н. Левина прошла аспирантуру на кафедре этики философского факультета МГУ, в 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Совесть как морально-психологический механизм нравственной жизни общества».

В настоящее время В.Н. Левина – доцент кафедры философии и гуманитарных наук. Она первая разработала и начала преподавать курс биоэтики в ИГМА, ведет большую научную и методическую работу, является членом Центрального координационного методического совета и Этического экспертного комитета академии. В.Н. Левиной присвоено звание «Заслуженный работник народного образования УР».

 
Башкова Наталья Петровна
 БАШКОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

Н.П. Башкова родилась в Оренбурге. Окончив педагогический колледж, один год работала учителем в школе. После окончания философского факультета Уральского госуниверситета (г. Екатеринбург) в 1987 г. была направлена по распределению в Ижевский мединститут на кафедру философии и научного коммунизма преподавателем философии. Прошла аспирантуру на кафедре социальной философии философского факультета МГУ. Тема ее кандидатской диссертации: «Душа как механизм целостности организма человека». Н.П. Башкова много времени и сил отдает общественной работе, сначала – комсомолу, а затем экологическому движению в институте и в г. Ижевске, является куратором студенческой группы.

 
Иванова Нина Николаевна
 ИВАНОВА НИНА НИКОЛАЕВНА

Н.Н. Иванова родилась в Челябинской области. В 1980 г. поступила на исторический факультет Удмуртского университета. После его окончания была направлена по распределению в среднюю школу № 1 г. Воткинска учителем истории. В 1988 г. переведена на работу в Ижевский государственный мединститут на кафедру истории КПСС и политэкономии преподавателем истории партии. В перестроечный период, в связи с реорганизацией вузовской системы преподавания, она освоила ряд новых дисциплин – философия, этика, эстетика, культурология. В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Становление и развитие здравоохранения в Вятской губернии в 60-90-е гг. XIX в.». В настоящее время Н.Н. Иванова является доцентом кафедры философии и гуманитарных наук, читает курс отечественной истории.

 
Шевченко Ирина Геннадьевна
 ШЕВЧЕНКО ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА

И.Г. Шевченко родилась в Ижевске. После окончания средней школы № 30 поступила на исторический факультет УдГУ. Получив диплом, пришла на работу в ИГМИ, сначала старшим лаборантом, а затем старшим преподавателем. В разные годы преподавала научный коммунизм, социальную философию, политологию, психологию, в настоящее время разработала и читает курс истории медицины. И.Г. Шевченко – активный участник общественной жизни кафедры и академии, в т.ч. много лет помогала в организации и проведении КВН в ИГМА.

 
Перевозчикова Галина Петровна
 ПЕРЕВОЗЧИКОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА

Г.П. Перевозчикова родилась в Ижевске. Окончила школу № 28. В 1980 г. поступила на исторический факультет УдГУ. В студенческие годы увлеклась археологией, что и предопределило ее дальнейшие научные интересы. После окончания университета 3 года работала в школе № 32 учителем истории. В 1988 г. пришла в Ижевский мединститут на должность старшего лаборанта кафедры истории КПСС и политэкономии. С 1991 г. является заведующей кабинетом гуманитарных наук на вновь образованной кафедре философии и гуманитарных наук. Г.П. Перевозчикова занимается методическим обеспечением всех дисциплин, преподаваемых на кафедре, по совместительству ведет курс культурологии. Тема ее научной работы: «Обряд кремации у финно-угорских народов».

 
Мохова Альбина Павловна
 МОХОВА АЛЬБИНА ПАВЛОВНА

А.П. Мохова родилась в Ижевске, в семье учителя и военного. В 1959 г. окончила биологический факультет Удмуртского пединститута. В 1962 г. пришла на работу в ИГМИ на кафедру нормальной физиологии, в 1964 г. перешла на кафедру марксизма-ленинизма преподавателем философии. В 1971-1974 гг. прошла аспирантуру в Киевской сельскохозяйственной академии. В последующие годы, с 1975 по 1997, А.П. Мохова работала на кафедре философии и естествознания Уманской сельскохозяйственной академии (Черкасской области). В 1997 г. А.П. Мохова вернулась на родину и сейчас вновь преподает философию в Ижевской медакадемии.

 
Иванов Василий Васильевич
 ИВАНОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

В.В. Иванов родился в Ижевске. В 1978 г., после окончания школы № 40, поступил на исторический факультет УдГУ. Получив диплом, становится аспирантом профессора В.Е. Майера. После безвременной кончины своего учителя продолжил учебу в аспирантуре Ленинградского университета на кафедре истории средних веков. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Памфлеты и программы юго-западной Германии в 1523-1526 гг. и реформация Ульриха Цвингли». В 1987-1991 гг. В.В. Иванов преподавал религиоведение на кафедре философии и научного коммунизма Ижевской медакадемии. С 1991 г. работает на историческом факультете УдГУ, сначала на кафедре истории древнего мира и средних веков, а в настоящее время – старшим научным сотрудником лаборатории по изучению конфессиональных проблем. В ИГМА В.В. Иванов преподает курс истории Отечества.

 
Клюжева Ольга Викторовна
 КЛЮЖЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

О.В. Клюжева родилась в Ижевске. В 1994 г. окончила исторический факультет Удмуртского госуниверситета. В ИГМА занимает должность начальника общего отдела. На кафедре философии и гуманитарных наук работает с 1995 г., читает курс лекций и ведет семинарские занятия по истории медицины. Особый интерес у О.В. Клюжевой вызывают медицина древних цивилизаций – Греции, Китая, Индии. Работая со студентами, большое внимание она уделяет истории медакадемии, а также отдельных кафедр.

 
Каштанова Наталья Александровна
 КАШТАНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Н.А.Каштанова родилась в Сарапуле в семье геологов. В 1986 году закончила философский факультет Уральского государственного университета. Работала преподавателем философии, заведующей кафедры «Экономика и гуманитарные науки» сарапульского политехнического института, директором музея истории и культуры Среднего Прикамья. В 2005 году в Институте философии и права УРО РАН (г.Екатеринбург) защитила кандидатскую диссертацию по теме «Мировоззрение П.Я.Чаадаева: историко-философский контекст и динамика». В настоящее время ведет курсы по культурологии, биоэтике, истории медицины в ИГМА.

 Основные направления научных исследований  кафедры философии и гуманитарных наук ИГМА

Кафедра философии и гуманитарных наук ИГМА на протяжении сложной и трагической истории СССР и России неоднократно меняла название и основные направления научных исследований в соответствии с задачами социального и экономического развития страны и действующей научной парадигмой. На протяжении последней четверти века общим научным направлением кафедры является «Проблема человека в философии и современном естествознании».

Научный потенциал сотрудников кафедры обусловил многообразие аспектов анализа проблемы человека. Человек рассматривается в его духовном, историческом, экономическом и природном бытии. Исследуются такие проявления человеческого бытия как здоровье и болезнь, жизнь и смерть, общение и познание. В русле данного научного направления разрабатывается большинство конкретных научных тем, которые комплексируются с ведущими научными и учебными учреждениями России: МГУ, СПбГУ, УрГУ.

Важной научной проблемой федерального уровня является исследование надконфессиональной синкретической религиозной философии, которое проводит заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук В.А. Трефилов. Именно он ввёл в отечественную науку это понятие и разработал его основное содержание. В состав синкретической надконфессиональной религиозной философии входит широкий спектр оккультно-философских и мистических учений прошлого и настоящего, стремящихся подняться над религиозными конфессиями, создать всеобъемлющие системы религиозной философии, не связанные с конкретными формами религии. Для них характерны: синкретический синтез элементов различных религиозно-философских систем; попытка создания новой парадигмы путем синтеза научного и вненаучного знания; разработка особых методов познания мира, дающих возможность проникновения в «скрытую за материальной скорлупой вещей высшую реальность».

В.А. Трефилов исследовал основные формы надконфессиональной синкретической религиозной философии Нового Времени: теософию, антропософию, Агни-Йогу, Интегральную Йогу. Итоги данного исследования обобщены в ряде научных статей, а также в специальной главе вузовского учебника «Основы религиоведения» (М.: Высш. школа, 1992, 1994, 1998, 2002, 2004, 2005, 2006, 2008), выдержавшего пять изданий и вышедшего в 2005 г. с грифом «Классический университетский учебник». Материалы исследования внедрены в практику на российском уровне.

В.А.Трефилов занимается также исследованием философских и методологических вопросов биологии и медицины. Результаты этой работы обобщены в ряде научных статей и в учебном пособии для аспирантов А.С.Димов, Н.И.Максимов,, В.А.Трефилов. Врач и его дело: избранные философские проблемы медицины с позиции врача. Ижевск, ИГМА, 2014..

Новым аспектом кафедральной темы являются проблемы методологии и этики доказательной медицины, работа над которыми востребована в связи с введением в преподавание курса для аспирантов «История и философия медицины фармацевтики». В советский период эти проблемы имели высокий уровень философской интерпретации, однако она недостаточна для осмысления современного уровня развития биомедицины и не соответствует стандартам, на которых основывается биомедицинская наука за рубежом.

В работу над этой проблематикой внесла свой вклад доцент В.Н. Левина. Рассматривая гносеологические основы доказательной медицины, она указывает на тенденцию злоупотребления эмпирическим знанием, возникшую в западной медицине под влиянием неопозитивизма и воспринятую российской медициной как стандарт клинического мышления и исследования. Эмпирической логике доказательной медицины соответствуют формы регламентации, сформировавшиеся в биоэтике. Не смотря на то, что они формализуют моральный выбор клинического исследователя, сводя его к соблюдению стандартных процедур, предусмотренных дизайном научной работы, их использование закладывает определённую меру безопасности для лиц, являющихся объектом биомедицинских экспериментов.

Прежде чем моральные ценности современной биомедицины пройдут стадию формализации в стандартных процедурах, они обсуждаются, дискутируются, являются предметом столкновения точек зрения. В.Н. Левина продолжает участвовать в обсуждении проблемы трансформации социальных ценностей под влиянием новых биомедицинских технологий. Ее вкладом в разработку этой темы является анализ идей американского социолога Ф.Фукуямы, прогнозирующего возможность превращения человечества с помощью генных технологий в иной биологический вид, и изучение перспектив трансформации родственных отношений в результате внедрения в медицинскую практику новейших репродуктивных технологий.

Возможность использовать результаты проделанной работы в преподавании биоэтики и философии позволяет В.Н. Левиной компенсировать пробелы в области отечественной методологии и гносеологии медицины, затруднявшие решение педагогических задач. Материалы исследования внедрены в процесс подготовки студентов и аспирантов ИГМА.

Одним из дискуссионных аспектов проблемы человека является вопрос о его целостности. В арсенале доказательной медицины не хватает средств для ответа на этот вопрос. Научное исследование, позволяющее решать эту проблему ведет старший преподаватель Башкова Н. П. Она рассматривает эволюцию концепции души как фактора целостности человека в ее применении к медицине. При этом анализируется физиологическая теория целостности организма в противоположность анатомической, определяется роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Н. П. Башкова считает, что интегрирующим фактором высшей психической деятельности, определяющей целостность и тенденцию развития человека, является значение слова. Значение имеет в некотором роде объективное содержание, не зависящее от отдельного человека, поэтому интегрирующим фактором и фактором дезинтеграции личности выступает не значение само по себе, а его значимость для конкретного человека, превращенность значения в личностный смысл. Объективное значение субъективируется, наполняется (дополняется) новым содержанием, что превращает его в действенный фактор для осуществления внутренней целостности и нормального развития человека в определенной культурно-исторической среде. Целостная и способная к саморазвитию личность в этой ситуации становится способной к созданию новых смысловых форм в культуре.

Исследования Башковой Н. П. приводят к выводам, что концепция души как регулятива целостности человека, реализующейся только в деятельности, может быть теоретической основой для создания инновационных методик профилактики, лечения и реабилитации в медицине. Результаты исследования были обобщены в ряде научных статей, внедрены в практику в процесс преподавания философии в ИГМА.

Профессор Б.А. Родионов работал над темой «Философия социальных коммуникаций» с акцентом на уточнение концепции самой социальной коммуникации, понимаемой как способ деятельности и общения, один из факторов развития. В процессе исследования он ввел в понятийный аппарат науки следующие категории социальной философии:

- «коммуникативная деятельность», которая представляет собой разновидность социальной активности людей по созданию и использованию знаковых систем и социальных институтов, обслуживающих коммуникативные процессы;

- «генезис историко-типологических форм социальной коммуникации», который представлен ее этапами: локальным – в аграрном обществе, мировым – в индустриальном обществе и глобальным – в постиндустриальном (информационном) обществе.

Методологические вопросы социальной коммуникации конкретизировались в анализе прикладных аспектов, связанных с деятельности по связям с общественностью и рекламной деятельностью. Результаты исследования нашли отражение в ряде статей и учебно-методическом пособии «Реклама как социальное явление: междисциплинарный подход» (Ижевск: изд-во УдГУ, 2005. – 32с.), коллективной монографии «Феномен социальной коммуникации» (Ижевск: изд-во УдГУ, 2009. – 188 с.). Материалы исследования внедрены в практику, в процесс подготовки студентов и аспирантов ИГМА.

Доцент В.В. Иванов изучает мировоззрение человека эпохи Ренессанса (взгляды гуманистов и реформаторов Раннего Нового времени).

Его исследования за последние годы нашли отражение в нескольких десятках работ (статьи, учебное пособие, переводы текстов источников, рецензии и т.д.), опубликованных в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, в т.ч. в таких авторитетных изданиях как энциклопедия «История культуры Возрождения» (М., 2007; 16 статей), журнале «Новая и новейшая история» (М., 2006, №6; 2008, №2). В.В. Иванов является членом редколлегии «Вестника Удмуртского университета» (серия «История»), членом комиссии по проблемам культуры Возрождения Российской Академии наук. Материалы исследования внедрены в практику на российском уровне.

Доцент Н.Н. Иванова изучает историю здравоохранения Вятской губернии и Удмуртии в XVIII – XIX вв. Предметом ее исследований являются: состояние здоровья населения региона, уровень заболеваемости и смертности, развитие системы медицинского обслуживания в крае. В публикациях Н.Н. Ивановой прослеживается влияние географического, экономического, этнического факторов на количественную и качественную характеристику заболеваемости, на особенности становления и функционирования медицинских учреждений в одной из самых обширных, многонаселенных и отсталых губерний России.

Особое внимание Н.Н. Иванова уделяет деятельности заводских врачей – И.И. Андржеевского, И.А. Спасского и др. Именно заводская медицина в дореформенный период (т.е. до эпохи «великих реформ» Александра II 1860-1870-х гг. XIX в.) являлась центром сосредоточения медицинской службы в Уральском регионе. Сохранившиеся научные труды, отчеты и рапорты медиков Ижевского и Воткинского заводов свидетельствуют об их профессионализме, широкой образованности, активной гражданской позиции. Последняя проявлялась, в частности, в том, что они стремились в меру своих возможностей улучшить условия труда и быта, охрану «народного здравия» на вверенных им предприятиях. Лечебную практику они сочетали с серьезной научной работой, демонстрируя познания в самых различных областях. Так, И.И. Андржеевский, занимаясь в своей диссертации изучением профессиональной заболеваемости ижевских рабочих-оружейников, затрагивает, помимо сугубо медицинских, также экономические, семейные, бытовые, нравственно-психологические проблемы.

Другим направлением исследований Н.Н. Ивановой является история Вятского земства, в т.ч. вятской земской медицины конца XIX – начала ХХ вв. Рассматривается роль земских врачей в становлении системы здравоохранения в крае и формировании вятской интеллигенции. Изучение земской медицины и сейчас является актуальным, поскольку до сих пор российское здравоохранение находится в стадии реформирования, а опыт земского самоуправления может быть полезным для развития местного самоуправления в регионах современной России.

Результаты научной работы Н.Н. Ивановой отражены в ряде публикаций: Охрана здоровья рабочих Ижевского и Воткинского заводов (XVIII – XIX вв.) (Ижевск, 2005); О роли земств и развитии здравоохранения Вятского края (Казань, 2004); Земские врачи в Удмуртии (Ижевск, 2006); Демографическая ситуация в вятской деревне в пореформенный период (по материалам земских врачей) (Казань, 2007) и др. Основной акцент сделан на изучение социокультурной специфики Вятской губернии и ее горнозаводских центров, особенно среды обитания человека, его обыденной жизни, т.е. тому, что сейчас принято называть «историей повседневности». Материалы исследований по историко-медицинской проблематике широко используются в преподавании отечественной истории, профориентационной работе со студентами-медиками, учебной и воспитательной работе в целом.

Тема научного исследования Г.П. Перевозчиковой «Обряд кремации финно-угорских народов Приуралья в эпоху средневековья» относится к числу наиболее сложных и интересных задач для исторической науки. Объектом исследования являются погребения из грунтовых могильников финно-угорских народов Приуралья V – XII вв. Вследствие большой информативности погребальные памятники являются источниками для изучения и реконструкции различных сфер жизнедеятельности людей: социальной, экономической, этнической, духовной и других.

Источниками данного исследования являются отчетная документация и публикации результатов полевых исследований средневековых могильников финно-угорских народов Приуралья. Научная новизна данного исследования состоит в том, что к данным погребениям впервые обратились как к объекту специального анализа.

Кремация, как один из способов захоронения, представляет особый интерес. Могильники с остатками кремации известны у целого ряда культур, а также в отдельных памятниках. В результате многолетних планомерных раскопок накоплен богатейший материал могильников финно-угорских народов с обрядом кремации. Это позволило сделать некоторые выводы по характеристике данного обряда. Однако, ряд вопросов предстоит еще решить: выявить истоки, эволюцию, провести сравнительную характеристику данного способа захоронения древних финно-угорских культур. Кроме того, нет обобщающих работ по обряду кремации у ряда отдельных культур, так и всех финно-угорских культур средневековья. Материалы исследования обобщены в ряде научных статей.

Научное исследование в области финансово-экономической деятельности учреждений здравоохранения ведет доцент А.В. Рапенкова. В условиях рыночной экономики и повышения самостоятельности ЛПУ как хозяйствующего субъекта возрастает значимость перспективного планирования в здравоохранении.

Перспективный план развития любой экономической системы – это бизнес-план. Для специфики многопрофильного бюджетного учреждения, находящегося на этапе привлечения финансовых поступлений, альтернативных бюджетным средствам, актуализируются мероприятия по упорядочению планово-финансовой и организационно-технологической структуры, что требует составления комплексной программы стратегического развития.

Этапы составления перспективного плана развития представляются как последовательность определенных работ:

- характеристика состояния деятельности ЛПУ, выявление ключевых проблем и определение приоритетов в рамках составления бизнес-плана;

- составление базовой модели бизнес-плана;

- корректировка бизнес-план.

Для конкретных расчетов в базовой модели комплексного перспективного плана рекомендуются к разработке следующие составляющие:

1. Определение фактического объема услуг по объекту планирования и прогнозирования, анализ их структуры по принципу оптимизации объема оказания услуг по программам предоставления.

2. Определение эффективности «ресурсообеспечения» и «ресурсоиспользования» деятельности медицинского учреждения для целей планирования и прогнозирования.

3. Разработка и формирование системы оценочных критериальных показателей развития медицинского учреждения.

Таким образом, совершенствование экономических методов управления в деятельности многопрофильно стационара предполагает координацию управленческих мер по текущему и перспективному планированию с целью достижения экономической эффективности. Материалы исследования отражены в ряде публикаций, внедрены в процесс подготовки специалистов – медиков

Печерских Светлана Павловна в 1988 году успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «О зрелости материальных предпосылок социализма в условиях государственно-монополистического капитализма». В настоящее время занимается научно-исследовательской деятельностью, разрабатывает научную проблему «Развитие характера и содержания труда в современных условиях».

Ею был подготовлен научно-исследовательский проект «Характер труда в современных условиях. Отчуждение и развитие личности в трудовой сфере» (программа РГНФ, 2010г.). Светлана Павловна принимала участие в работе «20-й Международной конференции межотраслевого анализа» (Братислава, Словакия, июль 2012 г.). Она подготовила и опубликовала более двадцати научных изданий, связанных с разработкой научной проблемы характера и содержания труда в современных российских условиях.

Сферой исследовательской деятельности Печерских Светланы Павловны является также изучение особенностей организации и развития инновационных методов работы в высшей школе.

Светлана Павловна принимала участие в научно-практических международных конференциях: «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования. IV Международная конференция» (Россия, Ижевск, апрель 2010 г.), «Проблемы реализации защиты прав и свобод человека и гражданина в современном обществе: пути решения» (ИжЮИ(ф) РПА Минъюста России, апрель 2013 г.), «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования. VI Международная конференция» (Россия, Ижевск, апрель 2014 г.).

Является автором статей, опубликованных в журналах включенных в Перечень рецензируемых ведущих научных журналов (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации).

Важным направлением научных исследований сотрудников кафедры являются фундаментальные проблемы психологии и педагогики. Доктор медицинских наук, профессор И.В. Реверчук внес значительный научный вклад в разработку основ доказательной этнопсихологии и этнопсихиатрии, разработал единые стандарты проведения кросс-культуральных исследований в мультикультурных странах, впервые признанные мировым сообществом доказательной медицины. Разработанные И.В. Реверчуком дифференцированные программы оказания медико-психологической помощи, решив крупную научную и народнохозяйственную проблему, способствовали улучшению состояния здоровья удмуртского и русского населения РФ, созданию унифицированной лечебно-диагностической научно-практической модели для всех регионов России.

Монография И.В.Реверчука, В.Н.Савельева и Т.А.Наумовой «Доказательная биостатистика научных исследований общественного здоровья» признана лучшей научной книгой страны 2008 года Фондом развития отечественного образования Российской Академии Образования. В 2009 году И.В. Реверчук стал победителем на I Всероссийском научном Конгрессе в области медицины и биологии «Свет знаний во имя человека» в номинации «Лучшая работа в разделе психиатрические и наркологические заболевания», лауреатом конкурса научных работ молодых ученых в области аддиктологии «Школы молодых наркологов и аддиктологов регионов России» по исследованиям Интернет-зависимости.

С 2010 года И.В. Реверчук является соискателем гранта Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых - докторов наук (конкурс - МД-2010) по областям знаний (06) «Общественные и гуманитарные науки» с научно-исследовательским проектом «Исследование уровня развития этнического самосознания и этнотолерантности в период экономического кризиса с целью профилактики экстремизма в Российском обществе». И.В. Реверчук - член редколлегии и редакционного совета Российского электронного научного журнала «Медицинская психология в России». Он - участник государственной программы формирования резерва управленческих кадров Удмуртской Республики при Президенте УР.

Темой научного исследования доктора философских наук, профессора Н.А.Печерских является философское определение субъекта как единства апперцепции, как «Я» самосознающей деятельности, как индивида с самостоятельной волей (возможно иррациональной), как личности (субъекта общения и творчества)., как общественного и, вместе с тем. отчуждённого человека, как носителя субъективных образов (субъекта познания), как самотворящей конкреции (суперъекта), наконец, как собственника и хозяина..

Автор полагает. что этот массив не полностью используется для построения моделей субъекта экономики и разрабатывает модель уклада хозяйствующего субъекта, включающая на первом уровне взаимосвязь производства и потребления в форме производственной функции, на втором уровне - оценку полезности возможных предельных изменений хозяйствования с позиций конструирующего уклад интереса, а на третьем – воспроизводство соответствующей данному укладу системы ценностей (формы интереса) вместе с общественным воспроизводством всего уклада в целом.

Монография Н.А.Печерских Субъект, собственник, хозяин. СПб, «Наука», 2003.- 196 с. является первым исследованием данной проблемы в отечественной литературе.

Важным аспектом кафедральной темы является обращение к разработке теории и практики гуманизации образования. В середине XX века развитие общества в России привело к доминированию технократического и утилитарного подходов в отечественной педагогике. В основу образовательных систем была положена схема материального производства, ориентированная не на личность и ее развитие, а на человека, как на программируемый компонент системы. Это привело к возникновению противоречий между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в практике образования, которое стало утрачивать духовную ценность. В работу над этой проблематикой внесла свой вклад старший преподаватель Н.П. Галиахметова. Изучение проблемы гуманизации образования позволяет увидеть в гуманизации эффективное средство, способствующее формированию личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения, фактор ее гармонического развития, роста сущностных сил и способностей. В России гуманизация признана в качестве важнейшего принципа развития отечественного образования на уровне постановлений Министерства образования и науки, разработки образовательных стандартов. Гуманизация образования на современном этапе развития общества является социально-педагогическим феноменом, отражающим современные общественные тенденции.

На протяжении всей своей истории кафедра философии и гуманитарных наук исследовала важные философские и методологические проблемы, проводила обширные социологические и социально-психологические исследования. Ученые, работавшие на кафедре, направляли свою творческую энергию на разработку актуальных и практически значимых проблем отечественной науки. Результаты научных исследований сотрудников кафедры активно внедрялись в практику на федеральном и республиканском уровнях, в процесс подготовки специалистов-медиков.

 

Самоотчет кафедры

Информация о работе кафедры за 5 лет и перспективные направления дальнейшей деятельности кафедры. Информация выкладывается на 3 месяца с момента проведения самоотчета. Затем этот слайдер удаляется.

Отчет о работе кафедры 2010-2014

 
 

Образовательная деятельность

Кафедра осуществляет образовательную деятельность в нескольких основных направлениях: философия, история медицины, биоэтика, история Отечества, культурология и религиоведение.

Организация учебного процесса

Рабочие программы дисциплин

Аннотации рабочих программ

Аннотации рабочих программ для лечебного факультета

Аннотация РП.- Философия

Аннотация РП.- История Отечества

Аннотация РП.- Культурология

Аннотация РП.- Биоэтика

Аннотация РП.- История Медицины

Аннотации рабочих программ для педиатрического факультета

Аннотация РП.- Философия

Аннотация РП.- История Отечества

Аннотация РП.- Культурология

Аннотация РП.- Биоэтика

Аннотации рабочих программ для стоматологического факультета

Аннотация РП.- Философия,Биоэтика

Аннотация РП.- История Отечества

Аннотация РП.- История Медицины

Утвержденный график лекций и занятий

 1Расписание занятий по философии 2017-2018 учебный год (осенний семестр)

2Расписание занятий по культурологии 2017-2018 учебный год (осенний семестр)

3Расписание занятий по истории 2017-2018 учебный год (осенний семестр)

4Расписание занятий по биоэтике 2017-2018 учебный год (осенний семестр)

//Материалы по организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся (видеоматериалы, электронные учебные пособия, задания, ссылки на образовательные сайты, литературу);//
1. История. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов

 

Учебно-методическая работа

Информация о учебно-методических изданиях кафедры (с указанием аннотации и грифа учебного пособия)

Основы религиоведения (В.А. Трефилов...
В.А.Трефилов
Н.П.Башкова, Л.В. Мерзлякова
Н.П.Башкова, Л.В. Мерзлякова2
 
Н.П.Башкова, Л.В. Мерзлякова3
 
Н.П.Башкова, Л.В. Мерзлякова4
 
Н.П.Башкова, Л.В. Мерзлякова5
 
Н.П.Башкова
 
В.В. Иванов
 
В.В.Иванов2
 
В.А.Трефилов2
 
И.Г. Шевченко

 

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: XVII ВЕК

 

Внеучебная воспитательная работа

Информация о проводимых кафедрой внеучебных мероприятиях

Мероприятия к Дню Победы

Встреча студентов 321-324 группы сто...
15 ноября 2017 состоялась встреча с доктором Зориным А.Ю.

Стендовые проекты, посвященные Великой Отечественной войне (2017 год)

 
Бессмертный полк кафедры философии и...
 
Бессмертный полк кафедры философии и...
Бессмертный полк ИГМА
 
Бессмертный полк ИГМА
 
 
Подвиг врачей в годы Великой Отечест...
 
Плакаты Великой Отечественной войны
 
Выставка книг "Удмуртия в годы Велик...
 
       

Проектные работы, посвященные Великой отечественной войн

 

 
Проектная работа о Великой Отечеств...
 
Проектная работа о Великой Отечеств...
Проектная работа о Великой Отечеств...
 
Проектная работа о Великой Отечеств...
 
 
Проектная работа о Великой Отечеств...
 
Искусство плаката в годы Великой Оте...
   

Кафедра философии и Совет ветеранов

70-летию Великой Победы посвящается

Встреча с узницей концлагеря "Саласпилс" Ниной Антоновной Сухоплюевой (Мацулевич)

Нина Антоновна Сухоплюева
Выступление Н.А. Сухоплюевой
От благодарных студентов
Н.А. Сухоплюева
 
Председатель Совета Ветеранов ИГМА А...
 
Фото на память3
 
Участники встречи - студенты 1 - 2 к...
 
       

 
 

Научная деятельность

Научные проекты, научные проблемы

Основные научные направления кафедры

Основное научное направление работы кафедры: «Проблема человека в философии и современном естествознании». В ее русле разрабатывались следующие индивидуальные темы научных исследований:

1. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия (зав. кафедрой В.А. Трефилов)

2. Душа как механизм целостности человека (ст. преподаватель Н.П. Башкова)

3. Обряд кремации у финно-угорских народов (ст. преподаватель, зав. кабинетом Г.П. Перевозчикова)

4. Социальные коммуникации в высшей школе (ст. преподаватель И.Г. Шевченко)

5. Методологические проблемы биоэтики (доц. В.Н. Левина)

6. История медицины и здравоохранения в Вятской губернии и Удмуртии (доц. Н.Н. Иванова)

Результаты научных исследований внедрены в образовательную деятельность:

Материалы научных исследований используются в чтении лекционных курсов, проведении семинарских занятий по всем преподаваемым дисциплинам.

Зав кафедрой Трефилов В.А. является соавтором вузовского учебника «Основы религиоведения» М., Высшая школа, (1994, 1998, 2000, 2004, 2006, 2008,). – 508 с. (Внедрение на Российском уровне).

Исследования Н.А. Печерских, Н.Н. Ивановой, Н.П. Башковой,  Г.П. Перевозчиковой используются при чтении лекционных курсов в ИГМА, УдГУ и ИжГСХА.

Доцент В.Н. Левина и профессор И.В. Реверчук – авторы методического пособия «Методология и психология клинического исследования». – Ижевск, 2007, с грифом УМО, используемого в преподавании психологии и биоэтики.

Доцент В.В. Иванов – автор 17 статей в Российской энциклопедии «История культуры Возрождения». – М., 2011. – Внедрение на Российском уровне. Эти статьи используются в процессе преподавания культурологии в ИГМА.

Участие в международных конференциях

Научные проекты (гранты), выполняемые на кафедре, аспиранты, соискатели и темы их научных исследований

Участие в международных научных программах

1. В.В. Иванов. Исследовательский грант. Германский Исторический Институт в Москве. 30 апреля – 31 мая, 2010 г.

2. В.В. Иванов. Научная командировка в рамках общеевропейского исследовательского проекта «Европейская идентичность, культурное разнообразие, политические изменения». Геттинген, ун-т им. Георга Августа, факультет экуменической теологии, 29 апреля – 31 мая, 2014 г.

3. В.В. Иванов. Командировка в ун-т г. Люнебурга по программе научного обмена. – Апрель, 2014.

 

 

Публикации

Публикации в международных изданиях

Основные результаты научной деятельности, полученные кафедрой за последние годы

Продолжена работа над общекафедральной темой «Проблема человека в философии и современном естествознании». В ее русле разрабатывались следующие индивидуальные темы научных исследований:

1. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия (зав. кафедрой В.А.Трефилов). Продолжена работа над монографией «Философия оккультизма». Получены следующие новые данные: написан раздел Теософия о перспективах развития человечества.

2. Опубликована статья по теории причинности в журнале Медицинская экспертиза и право (ВАК)

3. Опубликованы учебные и учебно-методические пособия:

- Врач и его дело: избранные философские проблемы с позиции врача.

ИГМА, 2014.114 с. ( В.А.Трефилов в соавторстве).

- История Отечества XIX – XXI вв. Курс лекций. Ижевск, 2014, ИГМА.- 106 с. ( Н.Н. Иванова, В.В.Иванов).

- История Отечества IX –XVIII вв. Курс лекций. Ижевск, 2014, ИГМА, 82 с. (Н.Н.Иванова, В.В.Иванов)

- Медицина древнего мира и средних веков в историко-культурном контексте. Ижевск: изд-во «Удмуртский университет». 2014 (Н.П. Башкова, Л.В.Мерзлякова)

- История западно-европейской философии и культуры нового времени. Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2014 (Н.П. Башкова, Л.В. Мерзлякова)

- Борьба с трахомой в Якшур-Бодьинском районе Удмуртии. Ижевск, ИГМА, 2014 ( Шевченко И.Г. в соавторстве)

- Организация медицинской помощи раненым, гражданскому населению, беженцам в первую мировую войну на территории Вятской губернии. Ижевск, ИГМА, 2014 ( Шевченко И.Г. в соавторстве)

- Память о героях в сердцах и делах живущих: о Якшур-Бодьинских медиках и о Феодоре Пушиной – Герое Советского Союза. Ижевск, ИГМА, 2014 ( Шевченко И.Г. в соавторстве)

- Западноевропейская философия нового времени: XVII век. Ижевск, ИГМА, 2015 (В.А. Трефилов, Н.П. Башкова, Л.В. Мерзлякова)

- История древнего мира и средних веков. Ижевск, ИГМА, 2016 (Н.П. Башкова, Л.В. Мерзлякова, И.Г. Шевченко)

- Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом. Ижевск, ИГМА, 2016 (В.Н. Левина)

- Культура эпохи средневековья и Возрождения. Ижевск: изд-во "Удмуртский университет", 2017 (Н.П. Башкова, Л.В. Мерзлякова)

- Культурология. Введение в теорию и историю культуры. Ижевск, ИГМА, 2017 (Г.П. Перевозчикова)

- История. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов. Ижевск, ИГМА, 2017 (Н.Н. Иванова, В.В. Иванов)

4. Опубликованы 3 статьи Печерских Н.А. в Европейском журнале социальных наук.(ВАК).

5. Опубликованы статьи:

- Concerning metodology of couse-effect relationship in forensic medicine //Научно-практический журнал "Journal of Sciantific and Practical Medicine", Yerevan - Armenia, 2016, №1(104) (В.А. Трефилов в соавторстве)

 

Студенческая наука

Информация о научных кружках по дисциплине

Научный студенческий кружок

"История и философия  медицины"

Научный руководитель: Башкова Наталья Петровна

2017-2018 учебный год

Председатель кружка: Пахомова Анастасия (205 П)

Секретарь кружка: Саитзянова Екатерина (201 П)

Матвеева Анастасия, 202 гр. педиатри...
 
Ахмадуллина Анастасия, 202 гр. педиа...
Возженикова Дарья, 322 гр. стоматоло...
 
Ветошкина Надежда, 311 гр. стоматоло...
 

Камалтдинова Алсу, 324 С
Пахомова Анастасия, 205 П
Шайдуллина Эльвина, 324 С
Темникова Елена, 322 С

2016-2017 учебный год

Председатель кружка: Минниханова Аделина (202П)

Секретарь кружка: Гилязева Зульфия (201П)

Минниханова Аделина, 202 гр., педиат...
Гилязева Зульфия, 201 гр., педиатрич...
Тесля Алёна, 223 гр., лечебный факул...
Башурова Алёна, 201 гр., педиатричес...
Камашева Ольга, 201 гр., педиатричес...
 
Научный студенческий кружок "История...

 2015 -2016 учебный год

Председатель кружка: Абдуллина Эльза (221 Л)

Секретарь кружка: Самигуллина Аделя (222 Л)

Научный студенческий кружок "История...
Абдуллина Эльза, 221 гр., лечебный ф...
Самигуллина Аделя, 222 гр., лечебный...
Руфина Хамидуллина (222 Л)
 
 
Мухортов Андрей, 211-212 гр., лечебн...
 
Дударев Валерий, 201 гр., лечебный ф...
Екатерина Кузнецова (222 Л)
 
Юлия Денисламова (211 Л)
 
Анастасия Головизнина (220 Л)
 
Анна Балобанова (202 Л)
 
Лейсан Садриева (323 С)
 
Рамзиля Агзамова (222 Л)

Виктория Гончар (202 П)
Элина Карамуллина (202 П)
Алёна Малышева (313 С)

2014 -2015 учебный год

Председатель кружка: Валеев Ринат (210Л)

Секретарь кружка: Осипова Анна (210Л)

Научный студенческий кружок "История...
 
Председатель научного кружка "Истори...
 
Пузырев Николай (211Л)
 
Петрунин Павел (212Л)
 
Евгений Сашин (214Л)
 
Мария Богданова (207Л)
 
Ксения Самохвалова (208Л)
 
Екатерина Павлова (207Л)
 
Анна Осипова (210Л)
Александр Инякин (210Л)
   

 

Базовые темы научных исследований студентов

1. Философия имени

2.Язык как инструмент власти

3. Социально-философские аспекты визуальной коммуникации

4. Диалектика и медицина

5. Идея целостности  организма человека в философии и медицине

6. Проблема типов социальной коммуникации

7. Проблема философии творчества

8. Миф как социально-философская проблемf

9. Диалектика души и тела в философии и медицине

10. Проблема духа народа в истории философии

11. Естественно-исторический материализм о целостности организма человека

12. Основные проблемы постмодернистской философии

13. Роль языка в социокультурных трансформациях

14. Проблема типов рациональности

15. Проблема типов социальной коммуникации

16. Социально-философские проблемы перформансной коммуникации

17. Социально-философские аспекты вербальной коммуникации

18. Социальное время19. Социальное пространство

19. Концепция цельного знания

20. Научная и религиозная вера

21. Сущность религиозного сознания

22. Проблема смысла истории

23. Проблема свободы. Эволюция либеральных идей

24. Проблема свободы и творчества

25. Дух и символ. Проблема духовности в современном мире

26. Философия мифа. Современное социальное мифотворчество

27. Великие физики и религиозная вера

28. Сциентизм и социальное мифотворчество

29. Метефизика жертвенности

30. Метафизика милосердия

31. Интернет как пространство духовных рисков

32. Учение Дарвина и христианство

33. Долг и свобода воли

34. Философия языка. Проблема смыслов и коммуникация

35. Либеральная демократия и проблема неравенства

36. ПРоблема справедливости в социальной философии

37. Роль личности в истории

 

Публикации

 

Публикации научных статей студентов за 2016 год

XVI-ая межвузовская научно-практическая конференция молодых учёных и студентов (2016 год)

Секция "История и философия медицины"

Научный руководитель: ст.преп. Н.П. Башкова

Председатель и секретарь секции: Э.Ф...
Слушатели - студенты лечебного и пед...
Е.С. Кузнецова (222Л) "Религиозное с...
А.И. Самигуллина (222Л) "Проблема пс...
Е.М. Жуйкова (220Л) "Визуальная рекл...
В.А. Гончар, Э.Р. Карамуллина (202П)...
Р.Д. Агзамова "Проблема диалектики д...
А.А. Головизнина (220 Л) "Проблема с...
С.С. Казимирава (222 Л) "Этиология и...
Слушатели - студенты лечебного и пед...
   

 
 

 

Обучающимся

Календарно-тематические планы, планы семинарских занятий

Календарно -тематические планы на 2017- 2018 учебный год осенний семестр

1. Календарно-тематический план по философии, II курс, педиатрический факультет

2. Календарно-тематический план по курсу "Философия, биоэтика", II курс,стом.ф

3. Календарно-тематический план по курсу "Философия, биоэтика", III курс,стом.

Планы семинарских занятий по философии (лечебный и педиатрический факультеты)

 

Тема 1. Введение в философию

Тема 2. Занятие1. Философия древнего Востока.

Тема 2. Занятие2. Философия древнего Китая.

Тема 3. Занятие1. Философия древней Греции и Рима.

Тема 3. Занятие2. Философия древней Греции и Рима.

Тема 4. Философия средних веков.

Тема 5. Философия Эпохи Возрождения.

Тема 6. Занятие1. Европейская философия Нового времени.

Тема 6. Занятие2. Европейская философия Нового времени.

Тема 7. Занятие1.Классическая немецкая философия.

Тема 7. Занятие2.Классическая немецкая философия.

Тема 8 Философия марксизма.

Тема 9. Занятие1. Современная западная философия.

Тема 9. Занятие2. Современная западная философия.

Тема 9. Занятие3. Современная западная философия.

Тема 10. Занятие1. Русская философия.

Тема 10. Занятие2. Русская философия.

Тема 11. Занятие1. Философское учение о мире.

Тема 11. Занятие2.Философское учение о мире.

Тема 12. Занятие1. Диалектика как учение о всеобщей связи.

Тема 12. Занятие1. Диалектика как учение о всеобщей связи.

Тема 12. Занятие3. Диалектика как учение о всеобщей связи.

Тема 13. Занятие1. Сущность и природа познания.

Тема 13. Занятие2. Сущность и природа познания.

Тема 14. Занятие1. Научное познание.

Тема 14. Занятие2. Научное познание.

Тема 15. Место социально-философских концепций в структуре философского знания.

Тема 16. Занятие1. Происхождение и сущность человека.

Тема 16. Занятие2. Происхождение и сущность человека.

Тема 16. Занятие3. Происхождение и сущность человека.

Тема 17. Занятие1. Проблема общества, его структуры.

Тема 17. Занятие2. Проблема общества, его структуры.

Тема 17. Занятие3. Проблема общества, его структуры.

Тема 18. Философские проблемы медицины.

 

Расписание

Расписание экзаменов

 

 Расписание экзаменов и консультаций по философии ( лечебный, педиатрический)

Расписание занятий, циклов с указанием ФИО преподавателя.

 

Графики консультаций, отработок и дополнительных занятий

Консультации по философии

- преподаватель Н.П. Башкова

Еженедельно в понедельник

Над чертой - 16.20

Под чертой - 17.00

Аудитория 109, морфологический корпус

Следующая консультация - 18 декабря в 16.20

 
 

 

Вы можете скачать:
ФайлОписаниеРазмер файла:Изменено
Скачать этот файл (а.doc) Публикации в международных изданиях 63 Кб05.02.2015
Скачать этот файл (5.doc) Участие в международных конференциях  34 Кб05.02.2015
Скачать этот файл (As.doc)А. Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру. Курс "Философия" 34 Кб20.05.2016
Скачать этот файл (as.doc)А. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "История и философия науки" 41 Кб20.05.2016
Скачать этот файл (Аннотация раб прогр. ФГОС3+ Леч. дело.doc)Аннотация РП.- БиоэтикаАннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЭТИКА ЛЕЧЕБНЫЙ ФАК-Т35 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (Аннотация раб.прогр. Педиатрия-ФГОС3+.rtf)Аннотация РП.- Биоэтика Аннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЭТИКА64 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПлеч.истмед..doc)Аннотация РП.- История МедициныАннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ЛЕЧЕБНЫЙ ФАК-Т32 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПстом.истмед..doc)Аннотация РП.- История МедициныАннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ СТОМАТ.ФАК-Т33 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПлеч.ИстОт.doc)Аннотация РП.- История ОтечестваАннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА ЛЕЧЕБНЫЙ ФАК-Т33 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПпед историяОт.doc)Аннотация РП.- История Отечества Аннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 33 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПстом.история.doc)Аннотация РП.- История Отечества Аннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА СТОМАТ. ФАК-Т33 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПлеч.культ..doc)Аннотация РП.- КультурологияАннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНЫЙ ФАК-Т33 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПпед.Культур.doc)Аннотация РП.- Культурология Аннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ - Культурология 31 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПлечФилос.doc)Аннотация РП.- Философия АННОТАЦИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ ЛЕЧЕБНЫЙ ФАК-Т.35 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПпедФилос.doc)Аннотация РП.- Философия Аннотация РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ34 Кб21.01.2016
Скачать этот файл (АннотацияРПстом.Филос.doc)Аннотация РП.- Философия,Биоэтика АННОТАЦИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ СТОМ. ФАК-Т34 Кб20.05.2016
Скачать этот файл ( КАЧЕСТВА ВРАЧА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ПАЦИЕНТО~.pdf)В.Н. Левина Личностные качества врачаЛичностные качества врача в сотрудничестве с пациентом1124 Кб12.10.2016
Скачать этот файл (вопросы к экзамену.doc)Вопросы к экзамену по курсу Философия, биоэтикаВопросы к экзамену по курсу 45 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (17.doc)ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: XVII ВЕК 670 Кб06.02.2015
Скачать этот файл (Istoria.doc)История. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентовАвторы-составители Н.Н. Иванова, В.В. Иванов477 Кб30.11.2017
Скачать этот файл (KalendFil2S.docx)Календарно-тематический план по курсу "Философия, биоэтика", II курс,стом.ф.2017-2018 учебный год , осенний семестр14 Кб06.12.2017
Скачать этот файл (KalendFil3C.docx)Календарно-тематический план по курсу "Философия, биоэтика", III курс,стом.ф.2017-2018 учебный год, осенний семестр14 Кб06.12.2017
Скачать этот файл (1KalendFil2P.docx)Календарно-тематический план по философии, II курс, педиатрический факультет 2017-2018 учебный год, осенний семестр14 Кб06.12.2017
Скачать этот файл (Биоэтика-пед.216-17-кал.план.rtf)Календарный план биоэтика 2016-1017 37 Кб28.10.2016
Скачать этот файл (КП История медицины Леч.doc)Календарный план История медицины Лечебный факультет 2016-2017 45 Кб03.11.2016
Скачать этот файл (КП История медицины Пед.doc)Календарный план История медицины Педиатрический факультет 2016-2017 45 Кб03.11.2016
Скачать этот файл ( тематич. план ист.мед стом 2016-17~.doc)Календарный план История медицины Стоматологический факультет 2016-2017 44 Кб03.11.2016
Скачать этот файл (КП История медицины Стом.doc)Календарный план История медицины Стоматологический факультет 2016-2017 44 Кб03.11.2016
Скачать этот файл (К.-тем. план. Ист. От. 2016-17. Пер.сем..doc)Календарный план История Отечества 2016-2017 129 Кб02.11.2016
Скачать этот файл (Календарно-тематический план Печерских СП.doc)Календарный план Культурология 2016-2017 47 Кб28.10.2016
Скачать этот файл (Фил 2016-2017 Педиатр.doc)Календарный план Философия 2016-2017 Стоматологический факультет 42 Кб15.11.2016
Скачать этот файл (1.doc)Календарный план философия Лечебный факультет 2016-2017 43 Кб28.10.2016
Скачать этот файл (КП Биоэтика Стом 2016-2017.doc)Календарный план философия, биоэтика Стоматологический факультет 2016-2017 47 Кб02.11.2016
Скачать этот файл (filvesnstom.doc)Календарный план философия, биоэтика Стоматологический факультет 2016-2017 весен 41 Кб03.03.2017
Скачать этот файл (План мероприятий 70 лет ВОВ 2014-2015г..doc)Мероприятия к Дню Победы 45 Кб05.02.2015
Скачать этот файл (Отчет .doc)Отчет о работе кафедры 2010-2014 261 Кб05.06.2015
Скачать этот файл ( о работе за 2010-2014 гг. (самообслед.) ИС~.doc)отчет по самообследованию кафедры 2010-2014 261 Кб19.05.2015
Скачать этот файл (bb.doc)Перечень вопрос к экзамену по «Философии» для леч.,лв,пед.фак. 45 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (и.о..doc)Перечень вопросов к зачету по «Истории Отечества» для стом.фак. 1 курс 34 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (культура.doc)Перечень вопросов к зачету по «культурологии» для леч.,пед,фак. 30 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (б.э.doc)Перечень вопросов к зачету по "Биоэтике"для леч.,пед фак. 26 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (имтор мед .doc)Перечень вопросов к зачету по "Истории медицины для леч.пед.стом.фак. 37 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (filos-bio.doc)Перечень вопросов к экзамену по «Философия, биоэтика» для стом. фак. 45 Кб16.01.2017
Скачать этот файл (6.doc)Публикации в международных изданиях 63 Кб30.01.2015
Скачать этот файл (Публикации2016.docx)Публикации студентов за 2016 год 14 Кб15.11.2016
Скачать этот файл (2.doc)Расписание занятий по биоэтике весенний семестр. 52 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (raspisanieBio.doc)Расписание занятий по биоэтике 2017-2018 учебный год (осенний семестр)Расписание занятий по биоэтике для студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов 2017-2018 учебный год52 Кб27.11.2017
Скачать этот файл (raspisanieIst.doc)Расписание занятий по истории 2017-2018 учебный год (осенний семестр)Расписание занятий по истории для студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультетов 2017-2018 учебный год 61 Кб27.11.2017
Скачать этот файл (v .doc)Расписание занятий по истории медицины весенний семестр. 65 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (ррр.doc)Расписание занятий по истории отечества весенний семестр. 51 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (raspisanieKul.doc)Расписание занятий по культурологии 2017-2018 учебный год (осенний семестр)Расписание занятий по культурологии 2017-2018 учебный год стоматологический факультет (1 курс)50 Кб27.11.2017
Скачать этот файл (1 .doc)Расписание занятий по философии весенний семестр. 72 Кб18.03.2015
Скачать этот файл (raspisanieFil.doc)Расписание занятий по философии 2017-2018 учебный год (осенний семестр)Расписание занятий по философии 2017-2018 учебный год для лечебного и педиатрического факультетов (2 курс), расписание занятий по предмету философия, биоэтика на 2017-2018 учебный год для стоматологического факультета (3 курс, 2 курс)58 Кб27.11.2017
Скачать этот файл (z.doc)Список студенческих работ 2014год.Список студенческих работ 2014год.50 Кб16.03.2015
Скачать этот файл (Тема 1.doc)Тема 1. Введение в философию 28 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 10.Зан.1.doc)Тема 10,1 32 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 10.Зан.2.doc)Тема 10,2 32 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 11 .doc)Тема 11,1 30 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 11,2.doc)Тема 11,2 28 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 12 Зан.1.doc)Тема 12,1 28 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 12.Зан.2.doc)Тема 12,2 26 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 12..Зан.3 3.doc)Тема 12,3 27 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 13.  1. .doc)Тема 13,1 32 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 13.Зан.2..doc)Тема 13,2 31 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 14. 1.doc)Тема 14,1 33 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 14. 2.doc)Тема 14,2 34 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 15..doc)Тема 15 30 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 16. 1..doc)Тема 16,1 32 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 16..doc)Тема 16,2 31 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (тема 16.doc)Тема 16,3 39 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 17 ПЗан.1.doc)Тема 17,1 31 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 17.2 .doc)Тема 17,2 31 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 17. 3.doc)Тема 17,3 28 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 18.doc)Тема 18 27 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 2.doc)Тема 2. Занятие 1. Философия древнего Востока. 28 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 2.2.doc)Тема 2. Занятие2. Философия древнего Китая 30 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 3.doc)Тема 3,1 29 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 3,2..doc)Тема 3,2 33 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 4.doc)Тема 4 26 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 5.doc)Тема 5 29 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 6.Зан.1.doc)Тема 6,1 26 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 6.Зан.2.doc)Тема 6,2 27 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 7.Зан.1.doc)Тема 7,1 28 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 7.Зан.2.doc)Тема 7,2 28 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 8.doc)Тема 8 29 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 9.Зан.1.doc)Тема 9,1 33 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (Тема 9.Зан.2.doc)Тема 9,2 30 Кб21.11.2017
Скачать этот файл (Тема 9.Зан.3.doc)Тема 9,3 28 Кб04.03.2016
Скачать этот файл (3.doc)Учебно-методические пособия кафедры 54 Кб23.11.2017

Комментарии  

0 # Flor 08.05.2017 00:12
Hello very cool site!! Man .. Excellent .. Superb ..
I'll bookmark your site and take the feeds additionally?

I'm glad to search out so many helpful information here within the put up,
we want work out extra techniques in this regard, thanks for sharing.

. . . . .

Feel free to visit my web blog ... diabetic foot ulcers [Greenekckaeylq gh.hazblog.com: Greenekckaeylqgh.hazblog.com/]
Ответить
0 # Shane 03.05.2017 20:07
I was recommended this website by my cousin. I'm not sure whether this post is written by him as no one
else know such detailed about my difficulty. You're incredible!
Thanks!

Stop by my weblog; manicure: www.orimattilankivi.fi/.../
Ответить
0 # Krystle 10.04.2017 12:38
Every weekend i used to pay a visit this web
page, for the reason that i wish for enjoyment, as this
this web site conations genuinely nice funny data too.


my blog: BHW: majidiali.mihanblog.com/.../.. .
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Управление аппарата ГАК по ПФО Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Здоровая Россия